Знакомство Почемучки с зимой: интегрированное занятие для старшей логопедической группы

Гнеушева Татьяна Викторовна

Воспитатель, МБДОУ №29 "Искорка", г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Гнеушева Т.В. Знакомство Почемучки с зимой: интегрированное занятие для старшей логопедической группы // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 15.07.2018).

Заказ № 90195


 «Познавательное развитие» Закрепить представление детей о характерных признаках зимы и зимних явлениях;

«Речевое развитие»: упражнять в подборе определений к заданному слову; формировать умение строить связные высказывания, рассуждать;

«Физическая культура»: развитие зрительно-моторной координации - умение сочетать речь с движением через развитие слухового, зрительного внимания и восприятия. Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения. Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.

«Художественно-эстетическое развитие» продолжать закреплять вырезывать и наклеивать, лепить, рисовать снежинку, воспитывать умение видеть красоту окружающего мира.

«Социально-личностное»: воспитывать любовь к природе родного края. Развитие самостоятельности.

Формирование элементарных математических представлений.

Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.

Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно; решать задачи на сложение и вычитание;

Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов;

Закрепить мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве. Развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки. Развивать в играх память, внимание, воображение, мышление, речь.

Предварительная работа: прогулки, наблюдения, рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлениях, зимних развлечений. Чтение произведений о зиме, знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме. Разгадывание загадок о зимних явлениях. Зимние игры.

Материал: мультимедиум, почтовое письмо, аудиозапись, волшебный снежок, метель, вьюга, оборудование для аппликации, лепки, рисования, карточки от 1 до 5 на каждого ребенка для игры.

Методические приёмы:

- словесные: беседа, вопросы, объяснения, словесная игра

- наглядные: картина, письмо, использование ИКТ

- практические: вырезывание и наклеивание, лепка, рисование.

Ход занятия.

Дети заходят в группу и здороваются с гостями.

Воспитатель:

- Дети давайте построим «Гору дружбы», соединив наши руки

(воспитатель протягивает свою руку, на неё кладёт руку ребёнок, затем второй и т.д.).

- Видите, какая крепкая наша дружба, с друзьями нам любая работа по плечу. А это нам сегодня пригодится!

(раздаётся стук в дверь, и приносят письмо)

Воспитатель:

- Ой, дети, посмотрите, нам пришло письмо (показывает конверт), а письмо пришло из Африки от мальчика по имени Почемучка. Давайте прочитаем? (чтение письма)

«Здравствуйте ребята! Меня зовут Почемучка. Я живу в далёкой и жаркой Африке. Я узнал, что у вас сейчас зима, но я ничего не знаю о ней, ведь там, где я живу всегда тепло и жарко. Пожалуйста, расскажите мне о ней!

Ваш друг Почемучка»

Задание 1.

Воспитатель:

- Готовы рассказать о зиме Почемучке всё, что вы знаете? (дети отвечают: «Да»).

- А сейчас послушайте внимательно запись

(звучит скрип снега, вьюги, метели).

- Звуки, каких природных явлений вы услышали?

- В какое время года можно услышать эти звуки? (зимой).

Задание 2.

Воспитатель:

- Я предлагаю вам сыграть в игру «Зимние слова» - сейчас сядет тот, кто назовёт слова, которые относятся к зиме (снег, лёд, холод, мороз, снежинка, вьюга, метель, ёлка).

- Разбор слов на слоги - снег, лёд, холод, мороз, снежинка, вьюга, метель, ёлка.

Задание 3.

Воспитатель:

- Ребята, так что такое зима? (зима - это время года).

- Сколько у зимы месяцев? (три).

- Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль).

- С какого месяца начинается зима? (декабрь).

- А заканчивается? (февраль).

- А какой в середине? (январь).

- Назовите приметы зимы?

(всё в снегу, лед сковал реки и озёра, солнце светит, но не греет, некоторые животные поменяли шубы, легли в спячку, ночь длиннее дня, дети катаются на лыжах, санках, коньках, с нами зимующие птицы)

Воспитатель:

- Давайте поиграем в игру «Волшебный снежок» - передавая его друг другу, будем говорить какая бывает зима? (холодная, суровая, студеная, тёплая, ледяная, хрустальная, белая, долгая)

- Кто знает пословицы и поговорки о зиме?

Мороз не велик, да стоять не велит.

Два друга - мороз да вьюга

Январь году начало, зиме середина.

Береги нос в большой мороз.

Зима не лето, в шубу одета.

Зимой солнце светит, но не греет.

Зима без мороза не бывает.

Декабрь год кончает - зиму начинает.

Зимой всякий рад тулупу до пят.

В чужие края зиму не пошлёшь.

Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.

В зимний холод всякий молод.

Мороз разбирает, да расшевеливает.

Заковал мороз реки, да не на веки.

Месяц январь зимы государь.

Зимушка красавица от души старается.

Воспитатель:

- Каких зимующих птиц вы знаете? (клёст, синица, снегирь, свиристель, сорока, ворона, воробей).

- Как мы можем помочь пережить суровую зиму?

- Надо о них заботиться.

- Сделать кормушки, подкармливать, так как очень холодно и трудно добыть себе корм.

Игра «Четвертый лишний»

Задание 4.

Воспитатель:

- Сейчас мы будем исправлять ошибки в рассказе.

Первый зимний месяц называется сентябрь.

Над головой летают ласточки.

Медведи гуляют зимой по лесу.

А зимой очень тепло, так и хочется босиком по сугробам побегать.

Зимой дети купаются в речке.

Лыжники съезжают с горки на санках.

Чтобы не простудится, нужно каждое утро съедать по сосульке.

Физкультминутка «Снежок»

Снег сегодня шёл с утра, (руки вверх- вниз)

Рады снегу детвора. (хлопают в ладоши)

Снег на ветках, на дорожках, (руки вверх - вниз, присесть)

На носу и на ладошках. (показывают на нос и на ладошки)

Задание 5.

Чтение стихотворения «Снежинка». (Дети читают стихотворение)

Воспитатель: - На, что похожа эта фигура? (на снежинку).

Ребята, а как вы думаете, если соединить концы между собой, какая фигура получится? (шестиугольник). Давайте, проверим.

Дети соединяют от 1 до 6.

Динамическая пауза с элементами гимнастики для глаз.

«Геометрические фигуры»

Вот фигуры - непоседы,

Любят в прятки поиграть.

Так давайте их, ребята,

Будем глазками искать.

Будем глазками искать

К ним поближе подбегать.

Дружно глянем все налево.

Что там? Это же … квадрат.

Не уйти тебе проказник,

От пытливых глаз ребят.

На четырех углах квадрат

Шагает, прямо как солдат. Дети шагают на месте.

Теперь вправо посмотрите,

Узнаете? Это – … круг.

И тебя мы отыскали.

Нас встречай, любимый друг.

Вокруг себя мы повернемся

И на место вмиг вернемся. Дети кружатся на месте.

Кто так высоко забрался,

Чуть до крыши не достал?

Эта странная фигура

Называется –… овал.

Прыгай, руки поднимай, Дети прыгают с поднятыми вверх руками.

До овала доставай!

Вниз глазами поведем,

Треугольник там найдем.

И на корточки присядем.

Хорошо фигуры знаем!

Вопросы воспитателя:

-Назовите фигуры, у которых нет углов?

-Как называются фигуры, у которых по 4 угла, 3 угла, 5 углов?

Игра «Молчанка».

Воспитатель задаёт вопросы, а дети отвечают с помощью карточек с цифрами.

- Сколько пальцев на правой руке?

- Сколько глаз у светофора?

- Сколько носов у двух собак?

- Сколько ушей у двух мышей?

- Сколько хвостов у двух котов?

- Все верно, показали. Молодцы.

Задание 6.

Назови соседей числа 3, 5 7.?

Каких чисел не хватает в числовом ряду?

Задание 7. Решение логических задач:

1.Вот стоит стеклянный дом.

Кто прописан в доме том?

-Я огурец - молодец!

-Я помидор-удалец!

-Я редиска, хруп-хруп!

-Я, зеленый лук-лук!

-Я, кабачок-толстячок!

-Я, салат!

-Я, морковь!

Сколько овощей живет в теплице! (7 овощей).

2. Четыре спелых груши

На веточке качалось.

Две груши снял Павлуша,

А сколько груш осталось? (2 груши)

3. Пять ребят в футбол играли

Одного домой позвали.

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет? (4 ребенка)

4. Как на елке, на макушке

Разноцветные игрушки:

Шишка, шарик и сосулька,

И, конечно же, хлопушка.

Серпантин и мишура

И морозов даже два.

Здесь Снегурка, снеговик,

Сосчитай скорее их.

Сколько всего игрушек на елке? (10 игрушек).

1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?

2. Почему зимой воду можно взять руками, и она не выльется? (зимой холодно, вода превращается в лед и снег)

Задание 8. На ориентировку в пространстве:

В правом верхнем углу синий круг,

В левом нижнем желтый треугольник,

В правом нижнем красный квадрат,

В левом верхнем зеленый прямоугольник.

Проверти себя.

- Ребята, я знаю, как показать Почемучке, что такое зима и снег. Сейчас мы наберем, полную посылку снега и отправим ему. А почему нельзя?

- Почему, что по дороге в Африку снег растает. Тогда из чего сделан снег? Из снежинок. Я вам предлагаю, сделать снежинки своими руками.

Итог занятия:

Воспитатель подводит итог и предлагает детям отправить посылку со снежинками Почемучки, которые дети сделают своими руками. Вид деятельности дети выбирают сами (лепка, аппликация или рисование).