Люблю берёзку русскую!: конспект совместной творческой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Красильникова Вероника Владимировна

Музыкальный руководитель, МБДОУ "Детский сад № 54 "Радуга", Республика Коми г. Воркута

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Красильникова В.В. Люблю берёзку русскую!: конспект совместной творческой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 90079


Цель: формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о русской березе - как символе России посредством использования различных видов художественно - эстетической деятельности.

Задачи:

  • развивать творческие способности детей через музыкальную и изобразительную деятельность;
  • развивать детское исполнительское творчество в игре на детских музыкальных инструментах;
  • развивать умение выражать в движении спокойный, плавный характер музыки, умение двигаться по кругу в хороводе;
  • побуждать детей творчески использовать знакомые танцевальные движения, придумывать свой танец;
  • развивать коммуникативные умения и связную речь через высказывания своих впечатлений о характере музыкальных произведений, произведений живописи и литературного слова;
  • развивать чувство сотрудничества, сплоченности коллектива в ходе совместной деятельности детей;
  •  воспитывать любовь и уважение к Родине, чувства гордости и любви к русской березке как к символу России;
  • воспитывать интерес к русской народной музыке, потребность в общении с ней.

Ход занятия

Музыкальный руководитель: Здравствуйте! (Пропеть). Как вы думаете, ребята, какое у меня настроение?

Ответы детей.

- А почему вы так решили?

Ответы детей.

- А вы заметили, что в зале появилось дерево? Хотела вам о нем рассказать… Но забыла, как оно называется….

Дети: Берёзка.

- Точно, а как же вы его узнали?

 Ответы детей:

- Да, это единственное дерево на земле, которое имеет белый ствол. И за его цвет берёзу называют белоствольной, а белую кору берёзы – берестой. Береста – это защитный покров дерева. Но в белой бересте есть своеобразные отдушины – довольно крупные чёрные пятна и чёрточки, идущие по стволу. Это – чечевички, через них берёза дышит. Мало того, эти чёрные чёрточки – чечевички являются и своеобразным украшением. А дерево то это обычное - необычное! Белую берёзу называют душой России! У каждого народа и у каждого государства есть свои национальные традиции, национальные символы. Одним из самых распространённых символов нашей страны является берёзка. На Руси стройную, белоствольную березку всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой, невестой. Молодые девушки и парни часто водили хороводы вокруг русской березки, славили её за красоту и нежность.

- Я вам предлагаю завести хоровод вокруг нашей берёзоньки.

(Хоровод под русскую народную мелодию «По поле березка стояла»).

- Берёзка всегда делила с народом и радость, и грусть в мирное время. Разделила она с народом и тяготы войны. Стоят берёзки, как символ памяти в любом уголке России, у вечного огня. И у нас в Воркуте в парке Победы есть целая аллея северных белоствольных берёзок. Многие поэты, писатели, музыканты и художники передавали в своём творчестве красоту этого дерева и свою любовь к нему. И сейчас я хочу вам показать, как изобразил на своей картине берёзку великий русский художник Исаак Ильич Левитан.

(Дети рассматривают репродукцию картины И.И. Левитана «Берёзовая роща»).

- Посмотрите, какая замечательная картина! Что же на ней изображено?

Ответы детей: (лето, берёзовая рощица)

- Какой же здесь изображена берёзка? (белоствольной, стройной, нарядной, красивой).

- Да, художник очень радовался, увидев эти красивые берёзки. Он восхищался ими, и захотел передать своё восхищение и свою любовь к этому замечательному дереву через картину. Он как будто говорит нам: «Посмотрите, как же красива наша русская берёзка!».

- Не обошли своим вниманием берёзку и русские композиторы. П.И. Чайковский использовал мелодии знаменитой народной песни «Во поле берёза стояла» в симфонии.

(Звучит отрывок из 4 Симфонии П.И. Чайковского).

- Ребята, а как вы думаете какое настроение этого музыкального произведения?

Ответы детей.

- Да, музыка часто изменяется – становится то грустной, то весёлой, иногда тревожной, но праздничное настроение побеждает.

- А сейчас хотите послушать эту же песню в исполнении оркестра Русских народных инструментов. В этом отрывке царит гармония оркестра – играют несколько групп разных народных инструментов.

(Звучит р.н.п. «Во поле берёзка стояла» в исполнении оркестра народных инструментов).

- Жила-была березонька. Спала она крепким сном всю долгую зимушку, а Весна-Красна пришла, солнышком пригрела, теплым ветром обвеяла и проснулась наша красавица. Проснулась, оглянулась, листочками обернулась, сережками украсилась, к празднику приготовилась. На праздник березку в дом вносили, украшали. А двор, крыльцо и комнаты устилали полевыми цветами и травами. Под березкой отдыхал Господь, поэтому в этот день он может войти в любой дом отдохнуть и благословить под березою.

Троицын день старались отметить не в доме, а в саду, в лесу, поле. Айда и мы на улицу березку прославлять.

(Предложить детям стать по желанию художниками и прославить берёзку своим рисунком, музыкантами и украсить музыку народными инструментами или выразить свою любовь в танце.)

(Звучит «Что ты, белая берёза» в исполнении ансамбля «Красноярье»).

- Ребята, о каком дереве мы с вами сегодня говорили? Мы видели, как изобразил берёзку художник, разучили хоровод про берёзку и даже сами изобразили её под музыку. Так как же нам нужно относиться к этому уникальному дереву, чтобы оно и дальше радовало нас своей красотой?

- Ну что, вы согласны со мной, что это обычное дерево очень необычно!

- А у меня есть для вас сюрприз «Туесок желаний». Хотите в него заглянуть?

(Дети видят там разноцветные ленточки).

- Это ленточки не простые, а с добрыми желаниями. Вы хотите, чтобы ваши добрые желания сбылись? Тогда необходимо вашими ленточками украсить нашу берёзоньку.

(Дети повязывают ленточки, на веточки березы загадывая своё желание).