Как оборудовать музыкальные уголки в разных возрастных группах

Свидинская Татьяна Викторовна

Музыкальный руководитель, МБДОУ Детский сад № 212 "Солнышко", Алтайский край, г. Барнаул

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Свидинская Т.В. Как оборудовать музыкальные уголки в разных возрастных группах // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 21.07.2018).

Заказ № 89679


Когда дети свободны, они проявляют индивидуальные склонности: рисуют, лепят, поют, музицируют с помощью детских музыкальных инструментов, то есть действуют самостоятельно. Чтобы эта деятельность развивалась как можно успешнее, необходимо создать соответствующие условия: выделить место для занятий, устроить музыкальный уголок и оборудовать его пособиями.  

В уголке должны находиться полка для музыкальных пособий и настольных дидактических игр. Основное содержание уголка составляют разнообразные музыкальные пособия. Это музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, которые подбираются с учетом возраста детей и последовательностью ознакомления с тем или иным инструментом во время музыкальных занятий. Музыкальные игрушки, чаще всего применяются в сюжетных и дидактических играх. В основном ими пользуются дети самого младшего возраста (погремушки, дудочки, колокольчики и т.д.) Конечно, они сильно упрощены и далеко не полностью воспроизводят звучание настоящих, хотя иногда и носят их названия, схожи по внешнему виду. Это разнообразные дидактические пособия и игры, причем некоторые из них самодельные. Здесь же присутствуют атрибуты, элементы костюмов, используемые детьми в музыкальных играх, инсценировках, плясках.

Для развития звуковысотного слуха можно использовать колокольчики, различно звучащие по высоте, и дети узнают какой колокольчик "поет" выше, какой ниже.

Для развития ритмического слуха лучше пользоваться всеми инструментами ударной группы или же любым инструментом, имеющим звук только одной определенной высоты. Например, дети играют в «музыкальное эхо»: один ребенок придумывает свой ритм, а другой точно его повторяет.

Для развития тембрового слуха очень полезно сравнивать звучание из струнной, духовой или ударной группы, но и предлагать детям отмечать сходные по тембру и характеру звучания однородные инструменты, например, бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники.

Рекомендации по оснащению музыкальных уголков.

В детском саду с целью приобщения ребенка к музыке, развития у него музыкальных способностей используются различные музыкальные инструменты, игрушки, картины и наглядные пособия. Успех музыкального воспитания во многом зависит не только от достаточного оснащения занятий дидактическими пособиями и другими материалами, но и от правильного их применения вне занятий с учетом возраста детей, их заинтересованности и конкретных возможностей детского сада.

Детям младшей группы дают ударные инструменты: бубен, барабан, погремушки, колокольчики и шумовые инструменты – трещотки, шуршалки.

Средней – можно добавить деревянные палочки, деревянные ложки, металлофон (во второй половине года) а также разные коробочки с наполнителями.

Старшей – румба, треугольник металлофон, а также шумовые инструменты.

Подготовительной – маракасы, трещотка, кастаньеты, ксилофон, цитра и шумовые инструменты, которые могут использоваться в сюжетно – ролевых играх.

В течение года игрушки и пособия меняют, убирают и вновь приносят, чтобы поддержать интерес к ним, желание с ними действовать.

Желательно в каждой группе иметь магнитофон и небольшой набор кассет или дисков с записью детских песен, народных плясовых мелодий, музыкальных сказок. В этом случае педагог сможет удовлетворить у детей желание послушать музыку, поплясать, попеть или просто поиграть.

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. М., 2008.
  2. Арсеневская О.Н. Система - музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Волгоград, 2011.
  3. Арсеневская О.Н. Музыкальные занятия. 1 младшая группа. Волгоград, 2012.
  4. Бутенко Э.В. Музыкальные игры и развлечения. 2-3 года. М., 2011.
  5. Сорокина Н.Ф. Кукольный театр для самых маленьких.
  6. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. М., 1997.
  7. Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников.
  8. Игрушки и пособия для детского сада / составитель Л.Ф. Островская; под ред. В.М. Изгаршевой. М.: Просвещение, 1982. 175 с.