Викторина "Дыхание весны"

Майок Алла Владимировна

Воспитатель, МАДОУ ЦРР - детский сад, г. Покачи, ХМАО - Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Майок А.В. Викторина "Дыхание весны" // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 26.04.2018).

Заказ № 88412


Пояснительная записка.

Викторина «Дыхание весны» предназначена для воспитанников старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познавательное развитие». Викторина проводится в рамках лексических тем, как итоговое мероприятие.

Викторина проводится в музыкальном зале. Помещения украшено на весеннюю тематику, плакатами на тему «Весна идет – весне дорогу», изготовленными детьми совместно с родителями и педагогами. Организована выставка рисунков и поделок на тему «Весенние переливы».

Организационные вопросы: детей можно поделить на две команды, используя социо - игровой метод. Команды можно определить как заранее, так и во время проведения викторины. Также можно провести викторину со всей группой (каждый за себя).

Игрокам предлагается самостоятельно определить название своей команде, используя весенние названия.

Вначале викторины звучит песня о весне, на слайде появляется изображение «ВЕСНЫ», а также проводится разминка в форме вопросов для всех участников. Под эту песню можно детей поделить на две команды, используя социо - игровой метод.

Вопросы в конкурсах задаются поочередно каждой команде.

В конкурсах 2, 5, 6, 10 используются слайды презентации: появляются правильные ответы на предложенные вопросы.

На заключительном этапе проводится творческий конкурс. Дети создают картину «ВЕСНЫ».

В конце викторины ребенок читает стихотворение, а на слайде изображение по его содержанию.

Все участники викторины выполняют танец - импровизацию с подснежниками под музыку.

Ход викторины.

Цель: обобщение знаний и представлений детей о весне.

Задачи.

Образовательный аспект:

  • систематизировать и обобщить представления детей о весенних изменениях в природе;
  • продолжать учить определять характерные признаки весны и самостоятельно их находить;
  • расширять представление о лесных животных, их образе жизни;
  • продолжать учить узнавать и называть перелетных птиц;
  • продолжать учить пользоваться развернутыми предложениями, отвечать четко, ясно, внятно;
  • повышать интерес дошкольников к окружающему миру, расширять кругозор.

Развивающий аспект:

  • развивать умение выполнять совместную работу, направленную на достижение коллективного результата;
  • развивать внимание, умение слушать и слышать;
  • развивать мышление, память и восприятие.

Воспитательный аспект:

  • воспитывать интерес к природе;
  • воспитывать любознательность;
  • воспитывать бережное и заботливое отношение к природе;
  • воспитывать умение работать в коллективе, не выкрикивать, не перебивать своих товарищей.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое, социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа: беседа «Пробуждение природы»; беседы о перелетных птицах, о первоцветах (подснежник, мать – и - мачеха…) с рассматриванием иллюстраций. Проводится беседа с опорой на презентацию «Что происходит весной?»; наблюдение на прогулке за погодными изменениями. Чтение произведений по теме «Весна». Рисование «Весеннее настроение». Экологическая игра с опорой на презентацию «Путешествие в весенний лес».

 

Оборудование и материалы.

ТСО: ноутбук, мультимедийное оборудование: экран для показа слайдов, проектор; магнитофон.

Листы с изображением половинки бабочки, листочка, цветочка, солнышка.

Картинки перелетных птиц и их домиков.

Презентация к викторине.

Аудио запись: песня о весне, музыкальное произведение А. Вивальди «Весна», музыка Чайковского «Вальс цветов».

Для творческой работы: клей - карандаш, салфетки, клеенки, цветные карандаши, 2 листа ½ ватмана (можно альбомный лист на каждого ребенка); плоскостные фигурки птиц, весенней природы.

пособие к игре «Составь целое» (части изображений первоцветов: подснежник, мать – и – мачеха, медуница, сон - трава)

Методические приёмы.

Сюрпризный момент – на фоне песни о весне появляется слайд с изображением «Весны».

Приём «мозговой штурм»; рефлексия.

Проблемно-игровые ситуации, моделирование.

Метод самоконтроля; дискуссионный метод; индивидуализация.

Участники мероприятия.

Дети старшей группы — 2 команды по 5 человек.

Воспитатель – ведущий.

Жюри – старший воспитатель, педагоги по дополнительному образованию.

Родители, дети – зрители.

 

Правила игры:

Каждой команде за правильный ответ даются фишки. В конце игры фишки подсчитываются. Побеждает та команда, у которой больше фишек.

Ход викторины:

 I часть. Вступительная.

Звучит песня о весне. На слайде 3 появляется изображение «ВЕСНЫ».

Воспитатель.

- Весна приходит незаметно, но все её видят, потому что любят, потому что ждут. Скоро природа нарядится, ее будет не узнать. Зацветут цветы, всеми цветами радуги. Весна нас радует разнообразием красок, манит нас полюбоваться своей красотой, послушать пение птиц, погреться на ярком весеннем солнышке. О Весне поют песни, слагают стихи.

Студёную зиму провожаем,

Красную Весну встречаем,

Покидает зима нас на саночках,

Приплывает весна в лодочке,

С теплом, с солнцем,

С ливнями, с цветами,

С хороводами, с журавлями.

Воспитатель.

- Давайте поприветствуем всех!

Приветствие.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, легкий ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в родном краю,

Дарим радость вам свою.

 

II часть. Основная.

Воспитатель.

- Давайте разделимся на две команды.

Игроки делятся на команды и определяют ее название.

Разминка.

Воспитатель.

- Весной ярко светит … (солнце)

- На пригорках тает … (снег)

- Бегут шумные весенние … (ручьи)

- Просыпается медведь в …(берлоге)

- Заяц сидит под … (деревом)

- Снег тает и превращается в … (лужи)

- На деревьях распускаются … (почки)

- Все радуются … (весне, яркому солнцу, цветам, пению птиц…)

 

1 КОНКУРС «Произнеси скороговорку».

Воспитатель.

- По одному игроку от каждой команды поочередно произносят скороговорку. Побеждает та команда, участник которой чище и быстрее выполнит задание.

«На поляне, над ромашкой, жук летал в цветной рубашке».

 

2 КОНКУРС «Что мы знаем о весне?»

(Каждой команде поочередно задаётся по одному вопросу)

(На слайде 4 после ответов детей появляются изображения)

 Вопросы первой команде:

 1. Назовите весенние месяцы (март, апрель, май).

 2. Что весной появляется на деревьях? (Почки, листья)

 3. Какая птица прилетела первая? Почему? (Грачи; появились первые проталины, где они

 могут добыть себе пищу – червячков)

 4. Почему тает снег? (Солнце стало больше греть)

 5. Что изменилось у медведя с приходом весны? (Он проснулся)

 Вопросы второй команде:

 1.Что происходит со снегом весной? (Он тает)

 2.Какого цвета первые листочки на деревьях? (Светло-зелёного)

 3.Какие цветы появляются первыми? Почему? (Подснежники; снег растаял, появились

 проталинки и подснежники расцвели)

 4. Почему побежали ручьи? (Потому что тает снег)

 5. Что изменилось у зайца с приходом весны? (Поменял белую шубку на серую)

 

3 КОНКУРС «Кто больше назовет признаков весны»

Первые проталины

Почерневший снег

Вернувшиеся из теплых стран перелётные птицы

Увеличение светового дня

Повышение температуры окружающей среды

Журчание ручьёв

Оживление деятельности зимующих птиц

Характерные запахи свежей земли, прелой листвы, нагретой коры

Появление первой весенней птицы – трясогузки - ледоломки

Необычно голубой цвет неба.

4 КОНКУРС «Найди домики для птиц»

Воспитатель.

- Из множества картинок, нужно выбрать перелетных птиц, поселить их в гнезда или домики и ответить на вопрос: «Что заставляет их менять место жительства, т.е. улетать в теплые края?»

- Задание для первой команды. (Ласточка, грач, ворона, синица)

- Задание для первой команды. (Скворец, утка, воробей, голубь)

(Поочередно выполняет каждая команда)

 

5 КОНКУРС «Отгадай загадки» (Отгадки появляются на слайде 5)

Самый первый день весны,

Самый – самый первый.

На опушке у сосны

Распустилась…..(верба)

Рад весне братишка Сашка,

И собака рада Жулька.

На припеке с крыши нашей

Утром свесилась….(сосулька)

Ой, беда, ой, беда!

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

На снегу…..(проталинки)

Снег в лесу. Сугробов много.

Но слышна синицы трель.

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает….(капель)

 

6 КОНКУРС «Умный словесник»

(Вопросы задаются для обеих команд. Ответ принимается у того участника команды, кто первый поднял руку. На слайде 6 появляется правильный ответ).

 

Назовите первоцветы?

Кто из животных, просыпается весной после зимней спячки? (Ёж, медведь, барсук)

Теплое солнце растопило снег и лед, во что они превратились? (Вода, лужа, ручеёк)

Какую воду весной называют талой?

На каких деревьях раньше листвы появляются цветы? (Берёза, клен, верба)

Теплая погода зимой или весной, когда подтаивает снег? (Оттепель)

Место, где растаял снег, и открылась земля? (Проталина)

Небольшой водяной поток после таяния снега? (Ручеек)

 

7 КОНКУРС «Узнай по объявлению».

 Воспитатель.

- Ребята, пока вы справлялись с предыдущим конкурсом, «ВЕСНА» прислала нам телеграмму, в которой говорит, что звери в лесу развесили свои объявления, а она, не может их понять. Поможем «ВЕСНЕ»?

 Объявления первой команде:

 1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик всегда ношу на себе. (Улитка, черепаха)

 2. Друзья! Нужны иглы, обращаться ко мне. (Ёж, дикобраз, ёлка)

 3. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья? (Гусеница, змея, червяк)

 

 Объявления второй команде:

 1. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом. (Медведь)

 2. Помогу всем, у кого сломался будильник. (Петух)

 3. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (Волк)

 

8 КОНКУРС «Составь целое».

Воспитатель.

- Ребята, «ВЕСНА» хотела вам показать, какие красивые в этом году первоцветы. Она нарисовала их, но «ЗИМА» не хотела, чтобы появлялись первые цветы, и разорвала их. Давайте поможем весне, объединим кусочки, составим целую картинку первоцветов. (Раздаются конверты с частями изображений первоцветов. По 2 конверта каждой команде)

 

9 КОНКУРС «Скажи наоборот о весне».

(По очереди предлагаются примеры каждой команде)

Весна:

- ранняя - … (поздняя)

- затяжная - … (дружная)

- теплая - … (холодная)

- веселая - …(грустная)

 

10 КОНКУРС «Четвертый лишний»

(На слайде 7-8 изображены перелетные и зимующие птицы для каждой команды. Участники викторины определяют перелетных птиц и называют лишних зимующих)

Задание для первой команды.

Ворона, ласточка, скворец, журавль.

Задание для второй команды.

Воробей, дикие гуси, трясогузка, грач.

11 КОНКУРС «Объясни пословицу»

(Участники викторина объясняют пословицу. Пословицы предлагаются по очереди каждой команде).

Первая команда.

- Апрель с водой, май с травой.

- Увидел грача – весну встречай.

Вторая команда.

- Весна да осень – на дню погод восемь.

- Много воды – много травы.

 III часть. Заключительная.

12 КОНКУРС «Творческий».

Воспитатель.

- Каким цветом можно нарисовать весну? (Зеленый, голубой, салатовый…)

- Как можно назвать весну? (Буйная, цветущая, звонкая, ранняя, робкая, долгожданная, поздняя, душистая, игривая…)

- Каждая команда должна будет создать картину на тему «Пришла весна», предлагаем вам картинки, отберите нужные по содержанию и создайте свой сюжет на предложенную тему. (Самостоятельная работа детей. Звучит музыкальное произведение А. Вивальди «Весна»)

Рефлексия.

- Ребенок читает стихотворение Г. А. Скребицкого (На экране слайд 9 с изображением по содержанию стихотворения)

Опять весна, воды разлив,

И нет в помине зимней стужи.

Я вновь пускаю корабли

По ручейкам и вешним лужам.

 

- Танец - импровизация с подснежниками под мелодию Чайковского «Вальс цветов».

 (Слайд 10 с первоцветами)

- В подарок от «ВЕСНЫ» детям предлагаются раскраски с изображением половинки бабочки, листочка, цветочка, солнышка.

Итог.

- Жюри подсчитывает фишки и объявляет результаты. (Слайд 11 с первоцветами)

- Ведущая благодарит ребят за внимание и выполнение заданий по установленным правилам, активное участие в викторине. Вручение медалей «Знатоки природы». (Слайд 12)

 

Список используемой литературы.

  1. Бодраченко И.В. Дидактические игры по экологии // Ребенок в детском саду. 2011.
  2. Вахрушев А.А. Кочемасова Е.Е. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников: методические рекомендации для воспитателей и родителей. М.: Баласс, 2006.
  3. Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2015.
  4. Гончарова Е.В. Экология для малышей. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005.
  5. Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-8 лет: мир природы и мир человека: методическое пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 2016.
  6. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. М.: ВАКО, 2005. 240 с. (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  7. Нищева Н. В. Первые весенние цветы. СПб.: Детство-Пресс, 2003.