Программа дистанционного курса "Умники и умницы"

Кучмасова Ольга Ивановна

Учитель начальных классов, МКОУ "Лицей № 7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского" Майского района, КБР, Кабардино-Балкарская республика, с. Новоивановское

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Кучмасова О.И. Программа дистанционного курса "Умники и умницы" // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 88156


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
  • Закона РФ «Об образовании»;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Рабочая программа по дистанционному курсу «Умники и умницы» для учащихся начальных классов предусматривает обучение в объёме:

1 час в две недели; в учебном году –17 часов.

Форма обучения: очно-заочная (с применением ДОТ)

На каждом занятии осуществляется текущий контроль. Итоговым контролем является участие в олимпиадах, играх, конкурсах, марафонах различных уровней.

Общая характеристика курса

Работа с одарёнными детьми – одно из направлений модернизации образования. В процессе обучения в начальной школе важно уделять внимание детям с интеллектуальной одаренностью, с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. На начальном этапе обучения на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления выявляются те ребята, которые имеют более высокие по сравнению с остальными интеллектуальные способности, восприимчивость к учению; творческие возможности и проявления; имеют доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.

Очно–заочный курс «Умники и умницы» с применением дистанционных образовательных технологий разработан с целью реализации индивидуального подхода к развитию личности интеллектуально одарённых учеников. Выбор объёма учебной нагрузки и форм работы по данному курсу обусловлен плотным расписанием урочной и внеурочной деятельности младших школьников.

Основная цель – развитие личности ребёнка через формирование умения рассуждать, классифицировать объекты, строить умозаключения в условиях дистанционного обучения.

Задачи:

  1. Создание условий для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
  2. Обеспечение становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
  3. Обучение приемам поисковой и творческой деятельности.
  4. Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».

Ценностные ориентиры содержания факультативного курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Требования к результатам освоения курса:

Личностные: обучающийся должен

  • быть самостоятельным и ответственным в осуществлении информационной деятельности;
  • понимать личностный смысл учения;
  • иметь целостный взгляд на окружающий мир.

Метапредметные результаты: обучающийся должен уметь

  • осваивать способы решения проблем поискового характера;
  • определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
  • овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
  • учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
  • учиться давать оценку и самооценку своей деятельности;
  • формировать мотивацию к работе на результат;

Предметные результаты: обучающийся должен уметь

  • определять виды отношений между понятиями;
  • решать комбинаторные задачи;
  • находить закономерность в различных предметных областях;
  • рассуждать и делать выводы в рассуждениях.

Основную часть курса составляют дистанционные занятия посредством электронной почты и других электронных ресурсов.

Программа предусматривает очные занятия в начале и по завершении очно-дистанционного курса.

Форма организации занятий: самостоятельное выполнение заданий в дистанционном режиме, чередующееся с дистанционным общением с учителем.

Время проведения занятий:

  • самостоятельное выполнение заданий - по выбору учащегося;
  • общение с учителем посредством электронной почты – по мере необходимости;
  • очные занятия – сентябрь, май (1 раз в две недели по 40 минут).

Содержание курса

Раздел 1. Введение. Анкетирование учащихся и их родителей, проведение инструктажа по технике безопасности при работе с компьютером, формирование навыков работы с электронной почтой.

Раздел 2. Математика. Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике. Решение задач по математике и информатике дистанционных конкурсов-игр «Кенгуру», «СЛОН», и др. Анализ олимпиад по математике текущего года.

Раздел 3. Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир. Выполнение заданий для игр-конкурсов «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Муравейник», «ЧИП», «Познание и творчество», интеллектуального конкурса «Перспектива» и др. Поиск информации в энциклопедии. Анализ олимпиад по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру текущего года.

Раздел 4. Итог. Подведение итогов.

 

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Учебно-методические материалы

Раздел 1. Введение (3 часа).

1

Анкетирование учащихся и их родителей.

1

 

2

Инструктаж по технике безопасности при работе с компьютером.

1

 

3

Электронная почта.

1

 

Раздел 2. Математика. (6 часов).

4-5

Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике.

22

Математические игры для детей http://www.bajena.com/ru/kids/mathematics/

Математические олимпиады и олимпиадные задачи http://www.zaba.ru

Математические этюды http://www.etudes.ru

 Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, учительская, история математики http://www.math.ru

Газета "Математика" издательского дома "Первое сентября" http://mat.1september.ru

Занимательная математика _ школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике)http://www.math_on_line.com

Материалы для математических кружков, факультативов, спецкурсов http://www.mathematik.boom.ru

6-7

Решение задач Международной игры-конкурса «Кенгуру».

22

Международный математический конкурс "Кенгуру" http://www.kenguru.sp.ru

8

Решение задач Международной игры по математике «Слон».

11

Источник: https://nic-snail.ru/o-tsentre/kontaktnaya-informatsiya
Центр «Снейл» - Массовые дистанционные образовательные конкурсы для детей и педагогов.

Раздел 3. Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир (5 часов).

10

Выполнение заданий по русскому языку Всероссийской игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех».

11

http://www.rm.kirov.ru/

11

Выполнение заданий по русскому языку Всероссийского дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива».

11

http://wkonkurs.ru/

12

Выполнение заданий Всероссийской дистанционной мультиолимпиады-марафона «Муравейник».

11

mur@irc43.ru муравейник

13

Выполнение заданий по Всероссийскому игровому конкурсу по естествознанию «ЧИП».

11

http://www.konkurs-chip.ru/

14

Выполнение заданий Эрудит-марафона учащихся «ЭМУ».

11

http://www.cerm.ru/

15

Выполнение заданий

Всероссийских заочных конкурсов-олимпиад "Познание и творчество".

11

http://www.future4you.ru/

Раздел 4. Итог (2 часа).

16

Анкетирование учащихся.

11

 

17

Итоговое занятие.

11

Создание презентации.

Всего

17

 

 

Условия реализации программы

- компьютер, подключённый к сети Интернет;

- проекционное оборудование;

- установленный на компьютере интернет-браузер (любой).

 

Список Интернет-ресурсов

Официальный сайт Всероссийского игрового конкурса по естествознанию «ЧИП (Человек и природа)»

http://www.konkurs-chip.ru/

Официальный сайт конкурса «КИТ – Компьютеры Информатика Технологии»

http://konkurskit.org/

Официальный сайт конкурса «Русский медвежонок - языкознание для всех»

http://www.rm.kirov.ru/

Официальный сайт Центра развития молодёжи

http://www.cerm.ru/

«Первый учитель.ru»

http://nachalka.ucoz.ru/

"Перспектива"

Центр интеллектуального гуманитарного развития

http://wkonkurs.ru/

Портал Национальной образовательной программы

«Интеллектуально-творческий потенциал России»

http://future4you.ru/

Российская страница международного математического конкурса «Кенгуру»

http://mathkang.ru/

Центр дополнительного образования Снейл

http://nic-snail.ru/

Центр инновационных ресурсов

http://irc43.ru/zadaniya-olimpiady-muravejnik.html

Myshared.ru (сайт презентаций)

http://www.myshared.ru/