Воспитание народной сказкой: методические разработки к проекту

Азовцева Ольга Николаевна

Воспитатель, МАДОУ "ЦРР детский сад 123, Саратов

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Азовцева О.Н. Воспитание народной сказкой: методические разработки к проекту // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 26.04.2024).

Заказ № 88071


Проблема

Необходимость развивать у детей желание как можно больше узнать о народном фольклоре, воспитывать духовно-нравственные качества.

Тип проекта: познавательный, творческий, среднесрочный.

Актуальность темы: родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное их своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Суть патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, трудолюбии. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым мы приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Цель: создание условий для всестороннего развития ребенка-дошкольника, воспитание нравственных качеств через совместную деятельность детей, педагогов, родителей, используя жанры устного народного творчества.

Задачи: учить детей слушать произведения устного народного творчества и понимать их смысл;

-эмоционально обогатить детей теплом русского народного фольклора;

-формировать интерес к произведениям русского народного фольклора, навыки общения с взрослыми и детьми;

-воспитывать добрые отношения, отзывчивость, любовь и уважение к ближнему.

Предполагаемый результат:

- знакомство с устным народным творчеством;

-обогащение и активизация словарного запаса детей;

-совместная деятельность детей, педагогов, родителей в достижении цели – развитии познавательного интереса и воспитании духовно-нравственных качеств;

-поисковая работа и ее результат: создание картотеки (народные, пальчиковые игры, загадки, пословицы, поговорки, потешки, скороговорки и т. д., подбор художественной литературы, дидактических и настольно-печатных игр).

Сроки реализации проекта

Направления: познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, физического развития.

Этапы проведения и реализации проекта

1. Вводное занятие. Путешествие в сказку. Знакомство с выставкой народных сказок и иллюстрациями к ним. Беседа-диалог: "Твоя любимая сказка. Чем она тебе нравиться?". Посещение спектакля кукольного театра. Особенности работы кукловода. Технология выкроек кукол. Практическая работа: изготовление кукол для сказки "Колобок", отработка техники движения куклы на руке.

2. "Сказка- ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок". Сюжетно- ролевая игра по мотивам русской народной сказки "Колобок". Беседа - диалог: "Хвастовство и самонадеянность до добра не доведут". Распределение и пробы ролей в спектакле " Колобок". Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Практическая работа: отработка (тренинг) кукловождения.

3. Выступление с кукольным спектаклем "Колобок". Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Установка ширм и размещение всех исполнителей (актеров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Показ спектакля детям младших и средних групп детского сада.