Коррекционно-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ

Садыкова Эльвира Маратовна

Учитель-дефектолог, МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №13", г. Оренбург

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Садыкова Э.М. Коррекционно-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 87299


 

Мир «особого» ребенка

Интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка

Безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен,

Добродушен и открыт

Мир «особого ребенка» -

Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?

Почему он так закрыт?

Почему он так испуган?

Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка -

Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка

Допускает лишь своих!

Н.А. Калиман

 

Это стихотворение Натальи Адамовны Калиман «Мир особого ребенка» как нельзя точно описывает те чувства, которые испытывает педагог, начав работать с детьми с ОВЗ.

Так кто же на самом деле ребенок с ОВЗ?

Термин дети с ограниченными возможностями здоровья появился в 1996 г. Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился в 2012 году.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 п. 16).

Эта категория детей чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития:

  • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие);
  • дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
  • дети с тяжёлыми нарушениями речи;
  • дети с задержкой психического развития;
  • дети с умственной отсталостью;
  • дети с расстройством аутистического спектра.

Если ваше дошкольное образовательное учреждение посещает такой ребенок, или вы заметили особенности в его развитии, то вам нужно придерживаться следующего алгоритма работы.

  1. Медицинское заключение. Вам следует проанализировать медицинское заключение ребенка и обратить внимание на записи врача невролога и психиатра.
  2. Проводим беседу с родителями (законными представителями) с целью выявить особенности развития ребенка.
  3. Дневник наблюдения за ребенком. После того как вы побеседовали с родителями, целесообразно завести дневник наблюдения за ребенком, который позволит отследить выраженные особенности в поведении или развитии ребенка.
  4. Далее проводим повторную встречу с родителями по результатам наблюдения.
  5. Направляем родителей с ребенком с составленной на него педагогической характеристикой на Территориальную психолого медико – педагогическую комиссию. Специалисты комиссии дают рекомендации предстоящего обучения ребенка.

Ваше внимание я хочу обратить на категорию детей с расстройствами эмоционально - волевой серы, не всегда имеющие статус «Ребенок с ОВЗ»: гиперактивных, замкнутых и агрессивных, так как они встречаются практически в каждой группе детского сада и определить пути коррекции данных особенностей у детей.

Кто же такой гиперактивный ребенок?

Для этих детей характерно дефицит активного внимания, импульсивность, двигательная расторможенность. Работу с гиперактивными детьми нужно начинать индивидуально, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами и инструкциями. Я рекомендую следующие игры для гиперактивных детей, которые используют специалисты и воспитатели в своей работе.

  1. Игра « Что изменилось».

Цель: Развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ход игры:

- Я покажу вам картинку. Кто изображен на картинке? (заяц). Внимательно посмотрите на зайца, запомните как он выглядит. А теперь закройте глаза. Откройте глаза, посмотрите на зайца, что изменилось? Молодцы! Правильно заметили, что у зайца нет шей.

  1. Игра «Говори!»

Цель: развитие умение контролировать импульсивные действия.

Ход игры:

- Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!» Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года?» (делаю паузу), «Говори!».

- Какого цвета здесь потолок?

- «Какой сегодня день недели?», (делаю паузу), «Говори!».

- «Сколько будет два плюс два?».

  1. Игра называется «Гвалт»

Цель: Развитие концентрации внимания и контроля импульсивности.

Ход игры:

Педагог играет с группой детей. Выбирается водящий. Взрослый выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, стихотворения, сказки которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.

Перейдем к следующей категории детей - замкнутых детей.

Эти дети стеснительные, избегают общества других людей, не доверяют людям, эмоционально холодны, у них постоянно угнетенное настроение.

При работе с замкнутым ребенком главное – сформировать желания общаться, развивать коммуникативные навыки.

Для коррекции замкнутости я рекомендую такие игры.

  1. Игра «Зеркало»

Цель: развивать способность к симпатии, внимание к другому человеку и умение ощутить внутренний ритм другого человека, как можно точнее отразить его.

Ход игры: Сейчас вы будете поверять за мной движения, как будто вы мое отражение в зеркале. Готовы? начали! Выполняю различные движения. Спасибо, присаживайтесь!

  1. Игра «Рисуем на спине»

Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ.

Ход игры: Дети делятся на пары, располагаются друг за другом. Тот, кто находится сзади, рисует указательным пальцем фигуру или символ на спине первого ребенка. Ребенок должен догадаться, что у него нарисовали на спине (дети в парах пробуют рисовать друг у друга на спине).

Игра «Менялки»

Цель: игра способствует развитию памяти, внимания, установлению контакта между детьми.

Ход игры: Играющие образуют круг. В руках они держат маленький предмет (игрушку). Водящий старается запомнить, у кого какая игрушка. Затем он отворачивается, дети, молча (!) меняются своими игрушками. Для этого они подмигивают друг другу. Задача ведущего: вернуть каждому ребенку свою игрушку, угадать, кто с кем поменялся.

Следующая категория детей – агрессивные дети.

Эти дети винят других в своих ошибках, теряют контроль над собой, спорит, ругаются с детьми и взрослыми, отказываются выполнять правила, чувствительны, очень быстро реагируют на различные действия окружающих.

Эффективной формой работы по коррекции агрессии может стать «Уголок уединения», который должен содержать игрушки и пособия направленные на то, чтобы ребенок смог выплеснуть все свои негативные эмоции, успокоиться, расслабиться.

С этой функцией отлично справятся:

  • Подушки для битья;
  • Подушки для примирения;
  • Игрушки антистресс;
  • Массажные мячики, разноцветные клубочки, пластилин помогают снять мышечное напряжение и успокоиться. С их помощью дети овладевают приёмами саморегуляции.
  •  «Коврик злости». Помогает детям избавиться от возникшего внезапно чувства гнева. Ребенок снимает обувь, заходит на такой коврик и вытирает ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.
  • Мешочки с крупой для метания, мишени тоже являются способом безопасного проявления агрессии.
  • «Стаканчик для гнева». Если ребенок проявляет агрессию, воспитатель предлагает ему отойти в уголок уединения и оставить все нехорошие слова и мысли, всю свою злость, гнев в этом стаканчике. После чего ребенок имеет возможность выговориться, а стаканчик затем плотно закрывается и прячется.

 

Литература:

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб.: Речь, 2007. 136 с.
  2. Евтушенко С.Г. Организация работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья //Справочник старшего воспитателя. 2009. № 5. с. 57.
  3. Картухина Г.Н. Организация развивающего пространства в условиях интегрированного воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья //Методист. 2008. № 2.
  4. Танцюра С.Ю., Кононова С.И. Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии: Методические рекомендации. М.: Сфера, 2016. 64 с. (Библиотека Логопеда).