Особенности формирования связной описательной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня

Мелкозерова Инна Викторовна

Учитель начальных классов, ГБОУ "Речевой центр", г. Екатеринбург

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Мелкозерова И.В. Особенности формирования связной описательной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 83388


 

Аннотация. Навыки составления именно описательного рассказа оказываются наиболее несформированными у обучающихся с общим недоразвитием речи. Данный вид рассказа является одним из компонентов составления связного высказывая и текста, обучающиеся учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение, употреблять в речи точные и образные слова. Несмотря на многочисленные работы в данной области, необходимы новые методы работы и совершенствование уже имеющихся.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи; связная речь; описательный рассказ; младший школьный возраст; логопедическое обследование.

Связная речь – это оптимальный вариант осуществления речевой деятельности человека в процессе решения коммуникативных задач [1]. Важным условием успешного обучения в школе является развитие связной речи. Она необходима для развернутых ответов на сложные вопросы школьной программы, последовательного, полного, аргументированного и логичного изложения собственных суждений. Описание предметов лежит в основе создания описательной речи с помощью тропов, что необходимо для создания художественных текстов, а именно изложений и сочинений [3]. Наиболее часто встречающимся речевым нарушением является общее недоразвитие речи (далее ОНР), при котором наблюдаются отклонения в развитии всех компонентов речевой системы, в том числе связной речи. Изучению связной речи детей разного возраста с общим недоразвитием речи посвящали свои работа такие ученые, как А. Н. Гвоздев, В. П. Глухов, А. И. Корнев, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин и другие. Несмотря на это, уровень развития речи младших школьников с общим недоразвитием речи, в том числе навыка составления описательного рассказа, недостаточен. В связи с этим, можно говорить о необходимости совершенствования имеющихся методов и приемов работы в данном направлении, а также поиска новых.

Для выявления особенностей связной описательной речи у детей младшего школьного возраста с ОНР в декабре 2017 года нами был проведено обследование, в котором приняли участие обучающиеся первых классов ГБОУ «Речевой центр» с дизартрией и общим недоразвитием речи 3 уровня.

Целью обследования – выявление уровня сформированности навыка составления описательного рассказа у детей младшего школьного возраста с ОНР (III уровня).

Задачи:

  1. Изучить и определить методы исследования, подобрать методику.
  2. Выделить критерии оценивания качества выполнения проб.
  3. Выявить и систематизировать преобладающие нарушения в связной описательной речи младших школьников.
  4. Проанализировать и оформить результаты проведенного эксперимента и на их основе разработать программу логопедической работы.

В обследовании приняли участие 20 детей 1 Г, 1 Б и 1 В классов с логопедическим заключением дизартрия и ОНР (III уровня). Всего 15 мальчиков и 5 девочек 7-9 лет. На каждого испытуемого был составлен протокол.

Для обследования навыка составления описательного рассказа была адаптирована методика «Обследование состояния связной речи детей с ОНР», разработанная В. П. Глуховым [2], а также методики Р. Е. Лалаевой [4] и Т. А. Фотековой [5]. В целях комплексного обследования описательной речи использовалась серия из 4 заданий: пересказ текста-описания, описание предмета, а именно куклы, описание по сюжетной картинке из цикла «Времена года» и самостоятельный рассказ-описание «Мой любимый герой мультфильма». К каждому заданию были свои критерии, оценивалось языковое оформление, смысловая целостность, лексико-грамматическое оформление, степень понятности текста, семантическая оценка и самостоятельность. После выполнения всех заданий подсчитывалась сумма баллов, делилась на максимальное количество и умножалась на 100 %, для получения уровня развития связной описательной речи. Было выделено 4 уровня:

90-100 % – выше достаточного;

70-89 % – достаточный;

50-69 % – минимальный;

менее 49 % – ниже минимального.

Обследование показало, что 9 человек (45 %) имеют минимальный уровень развития навыков составления описательных рассказов, 11 человек – (55 %) – ниже минимального. Самый низкий процент выполнения (35 %) отмечен у двух человек: Илья М., Юсуф С. Самый высокий процент (60 %) у Ули М. и Тимура Ш.

Как отмечалось выше, первое задание было направлено на выявление сформированности навыка пересказа описательного текста. Для этого обучающимся предлагалось прослушать текст, ответить на вопросы и пересказать его, после повторного прослушивания Таким образом, даже несмотря на то, что обучающимся был дан образец и изначально текст анализировался, многим было трудно его воспроизвести. В большинстве случаев говорили о том, что медведь ест и где спит, а о его шубе морде, тяжелой походке вспоминали лишь с помощью вопросов.

Второе задание было направлено на выявление навыка описания конкретного предмета, а именно куклы. Практически всем детям потребовались дополнительные уточняющие вопросы типа: какого цвета платье, туфли; есть ли волосы и какие; какого размера.

В третьем задании необходимо было описать время года по сюжетной картинке, а именно зиму. В большинстве случаев, рассказ состоял из перечисления действий детей. Часто добавлялись зимние признаки, которые обучающиеся знают, но их нет на картинке.

Четвертое задание было направлено на выявления навыка составления самостоятельного рассказа-описания на предложенную тему «Мой любимый герой». Данное задание вызвало трудности у обучающихся: многим было сложно вспомнить конкретного героя, а затем именно описать его. Большинство рассказов сводилось к перечислению действий героя или описанию сюжета мультфильма.

Исходя из результатов обследования, можно сделать вывод, что у младших школьников с дизартрией и общим недоразвитием речи 3 уровня навыки составления описательного рассказа сформированы недостаточно, что подтверждает, поставленное им заключение – ОНР. В их речи были выявлены следующие недостатки:

  • недостаточность словаря существительных, прилагательных и глаголов (что проявляется в трудностях подбора слов при составлении рассказа);
  • несформированность грамматического строя проявлялась в трудностях употребления предложно падежных-конструкций, согласования прилагательных с существительными и образования прилагательных от существительных;
  • в связной описательной речи отмечались пропуски смысловых звеньев, в основном элементов описания, длительные паузы между предложениями, множественные фактические и лексико-грамматические ошибки.

Такими образом, мы можем говорить о необходимости проведения целенаправленной работы по формированию навыков составления описательных рассказов с помощью специальных приемов и методов.

 

Литература:

  1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. 472 с.
  2. Глухов В.П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М.: АРКТИ, 2002. 144 с.
  3. Гриншпун Б.М. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью / Б.М. Гриншпун, В.И. Селиверстов // Дефектология. М., 1988. № 3. С. 81-85.
  4. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. М., 2004. 72 с.
  5. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М.: Айрис-пресс, 2007. 96 с.