Рамазанова Оксана Ринатовна
Рыжинкова Ирина Владимировна
Воспитатель, МБДОУ №22, г. Прокопьевск
Воспитатель, МБДОУ №22, г. Прокопьевск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Рамазанова О.Р., Рыжинкова И.В. Сказка "Королевство времени": конспект (познавательно-речевое направление, образовательная область: "Познание. ФЭМП") // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 26.04.2024).
Заказ № 83456
Цель: формирование навыков исследовательской деятельности дошкольников в процессе ОД.
Обучающие задачи:
Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова.
Формировать целостность картины мира, расширять кругозор, обогащать представления детей о времени и о многообразии часов. (Игра «Часики-часы»).
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10, закрепить знание цифр. Уточнить знание известных геометрических фигур, закреплять умение анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей. Учить читать инструкцию, соединять признаки, выраженные условными обозначениями в единый образ; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам из геометрических фигур. (Игра «Найди фигуру», «Цветик-семицветик», «Назови соседей числа»).
Развивающие задачи:
развивать построение высказывания, помогать детям, более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предложения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
развивать познавательный интерес, сенсомоторику, память, мышление, воображение, зрительное внимание, координацию движений. («Пройди по лабиринту», «Подбери по контуру»).
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к математике, учебно-коллективные навыки взаимодействия со сверстниками, аккуратность, усидчивость, доброжелательное отношение к окружающим.
На ОД была выбрана следующая структура:
- Организационный момент.
- Целеполагание и мотивация.
- Применение знаний, умений, навыков детей.
- Рефлексия (итог)
Для реализации цели использовались следующие методы и приёмы: создание игровой ситуации, беседа, дидактические игры, самостоятельная работа, словесно-ответное общение, схематические карточки, технические средства обучения. Мотивацией на непосредственно образовательную деятельность послужило – введение детей в проблемную ситуацию (помочь королевству времени), что позволило заинтересовать и сконцентрировать внимание детей на постановке этой проблемы и совместном её решении. Дидактические игры «Часики-часы», «Найди фигуру», «Цветик-семицветик», «Назови соседей числа», были направлены на закрепление счёта до 10, на расширение и активизацию словарного запаса, на развитие логического мышления, формирование сенсорных эталонов и самостоятельной деятельности. В процессе НОД поддерживалась двигательная активность детей, смена динамических поз (стоя, сидя за столами, передвижение по группе), включая физ. минутку. Введение сказочного персонажа позволило вызывать у детей положительные эмоции, удивление, радость.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Здравствуйте ребята! Какие вы все красивые, мне очень хочется с вами познакомиться.
- Меня зовут секундная стрелочка, а вас?
- Вы знаете, я пришла к вам из королевства времени. В нашем королевстве случилась беда, злой колдун остановил все часы в нашем королевстве и все жители заснули. Теперь наш король горюет, кто же сможет ему помочь запустить время в королевстве. Я скажу вам по секрету, что у нас в королевстве есть волшебные часы, с их помощью можно расколдовать королевство времени, но для этого нужны смелые, дружные, любознательные ребята.
- Не могли бы вы, помочь нашему королевству?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель:
- Тогда, я расскажу вам секрет этих часов. У всех часов есть секундная стрелочка- это я, минутная стрелочка-это моя сестра и часовая стрелка-это наша старшая сестра. Все мы движемся по циферблату.Вы ребята знаете, что такое циферблат? Это круг у часов, на котором есть разметка обозначенная цифрами. От слова цифра и произошло название- циферблат.
- Так вот ребята, если все стрелочки сделают полный круг по циферблату, то пройдёт определённое время - минута, час. А на наших волшебных часах циферблат не обычный, у него вместо цифр разноцветные круги с заданиями. Если выполнить эти задания, то часы откроют нам секрет заклинания, который поможет запустить время в королевстве.
- Вы согласны помочь нам? (Да). Тогда отправляемся в путь, у каждого из вас будет чудесный мешочек, он вам пригодится в пути. Необходимо только сказать волшебные слова. «Стрелка, стрелочка крути нам заданье расскажи!"
- Стрелка попала на круг, какого цвета? (ответ детей)
Воспитатель:
- Вот наше первое задание. Ребята, жизнь в королевстве идет строго по часам, а вот по каким нам и предстоит узнать через игру «Часики-часы». Я начинаю фразу, вы заканчиваете её, называя родственные слова (однокоренные).
- Если часы на руке – это наручные часы,
- Если часы носят в кармане – это карманные часы,
- Если часы будят - ….,
- Если часы на столе - ….,
- Если часы на стене - ….,
- Если часы на полу - ….,
- Если часы умеют куковать – это часы с кукушкой.
- Молодцы ребята! Вы верно ответили на вопросы и волшебные часы дают вам по геометрической фигуре. Что это за фигура?
- А это что за часы (показываются часы песочные)?
- Кто и где пользуется песочными часами?
Дети: в больнице врачи при лечении больных, учителя в школе на уроке, в соревнованиях, в игре, когда за короткое время нужно выполнить задание.
Воспитатель:
- А знаете, ребята, что король тоже пользуется песочными часами, особенно во время игр. А какая его любимая игра, знаете?
Дети: нет.
Воспитатель:
- Волшебные часы смогут рассказать нам про это, давайте вместе скажем волшебные слова: «Стрелка, стрелочка крути нам заданье расскажи!"
- Ребята, король любит игру «Пройди по лабиринту». Я предлагаю вам, используя эти песочные часы, за 1 минуту найти верный путь. У каждого из вас будет свой лабиринт, будьте внимательны! (дети рассаживаются за столы, им раздаются маркеры и салфетки)
- Молодцы! И с этим заданием вы справились хорошо. Вы всё верно сделали, часы нам опять дают фигуру. Что это за фигура? Какого цвета? Мы возьмём её с собой, видимо это часть того, что сможет нам помочь. Идём дальше.
Воспитатель:
- «Стрелка, стрелочка крути нам заданье расскажи!"
Дети показывают геометрические фигуры, каждый описывает её.
- Ребята, вы знаете нам нужно спешить, ведь король так ждёт вашей помощи. Давайте повторим все вместе наши волшебные слова: «Стрелка, стрелочка крути нам заданье расскажи!"
Игра – упражнение « Найди фигуру» с использованием блоков Дьенеша.
Воспитатель оговаривает с детьми условные обозначения геометрических фигур на карточках;
Цветовые пятна – цвет блока,
Домики разной величины – размер фигуры (большая, маленькая)
Человечки – толщина фигуры (толстая, тонкая)
Затем воспитатель показывает карточки с условными обозначениями признаков фигур и с отрицанием одного из признаков.
- Красный, большой, толстый треугольник.
- Маленький, жёлтый, тонкий круг.
- Не круг, большая, толстая фигура.
Детям раздаются карточки с изображением символов. Они мысленно соединяют признаки и находят нужную фигуру, затем совместно анализируется правильность выбора фигуры.
- Ребята, какие же вы молодцы! Вы справились с таким трудным заданием и получаете сразу по две фигуры.
- А сейчас, я предлагаю вам весёлую разминку! (музыкальная видео-разминка)
- Дети, вам понравилась эта зарядка? Вы готовы идти дальше? (Да), тогда скажем волшебные слова: «Стрелка, стрелочка крути нам заданье расскажи!"
- В этом круге, следующее задание, где с нами будет играть мяч, а игра называется «Назови соседей числа». - Ой, ребята, а в этом задании нужно уметь считать и знать цифры. А вы, знаете? (Да) давайте посчитаем вместе до 10.
А теперь, пожалуйста, послушайте задание. Вы все живёте в квартирах и у вас есть соседи, так вот и у чисел тоже есть соседи, это предыдущее число и последующее. Я вам немножко подскажу. Если взять число 10, перед ним стоит какое число? Правильно, 9 – это предыдущее число. А после 10, находится число 11 – это последующее число. К кому попадёт мяч, тот и назовёт соседей названного числа.
- Молодцы! Справились на отлично, и ваш мешочек пополнился ещё одной фигурой.
- Ребята, у нас остался последний круг, постараемся справиться и с этим заданием!
«Стрелка, стрелочка крути нам заданье расскажи!"
Это игра « Цветик - семицветик». На каждом лепестке есть цифра, лепестки будут разложены по кругу не по порядку. Под музыку вы будете ходить вокруг лепестков, как только музыка затихнет, вы быстренько берёте лепесток, смотрите какая цифра и стараетесь построиться по порядку. Если у нас получится правильный числовой ряд, то вы справились с заданием, и получаете следующую фигуру.
- Молодцы! Отлично справились! Часы отдают вам ещё по фигуре.
- Ребята, вы видите, что кругов больше нет. А волшебные часы говорят мне , что те фигуры, что у вас в мешочках и смогут запустить время в королевстве, только нужно их выложить в единый предмет. Посмотрите, часы отдают нам то, что может расколдовать королевство. Что это? (ключи)
- Вам осталось только собрать их и отнести королю.
Дети заполняют контур ключа из объёмных наклеек в виде геометрических форм.
Воспитатель:
- Ребята, какие же вы молодцы, теперь наше королевство снова оживёт.
Звучит музыка, входит король.
Король: - Здравствуйте ребята! Давно в моём королевстве я не слышал весёлых, детских голосов, как будто я не король времени, а король сонного царства. А ты стрелочка, почему не спишь? Как здесь оказались эти дети?
- Ваше величество, мы с ребятами прошли долгий путь испытаний, чтобы снять заклятье злого колдуна с нашего королевства. Благодаря этим дружным, умным и весёлым детям, мы нашли то, что сможет Вам помочь.
- Ребята, покажите его Величеству, что вы ему принесли.
Дети подходят и отдают ключи.
Король: - Дорогие мои спасители, я вам очень благодарен и хочу с вами познакомиться лично, чтобы отблагодарить вас.
Король пожимает руки детям, и спрашивает, как их зовут. (Дима – очень приятно, Король; Маша – очень приятно, Король)
-Вы ребята, извините, но мне нужно идти, ведь чтобы завести все часы в королевстве уйдёт немало времени, а медлить нельзя. До свидания дети, я всем жителям королевства расскажу о вас и вашем детском саде. Растите любознательными, внимательными и счастливыми! А в знак благодарности, я хочу подарить вам часы на память о нашем королевстве.
Воспитатель:
Путешествие наше завершилось и нам тоже пора возвращаться в детский сад. Ребята вам понравилось наше путешествие? Что запомнилось вам больше всего? Какие задания были наиболее интересны? (ответы детей)
Мне очень приятно было с вами общаться, и я желаю вам всего самого хорошего!