Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Зайкина Елена Архиповна 
Генералова Людмила Михайловна

Старший воспитатель, МОБУ СОШ с. Белое Озеро дошкольная группа, Башкортостан, Гафурийский район
Воспитатель, МОБУ СОШ с. Белое Озеро дошкольная группа, Башкортостан, Гафурийский район

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Зайкина Е.А., Генералова Л.М. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 83172


Экологическое воспитание – одно из направлений педагогики. Особенность программы заключается в том, что природа представлена в ней как ценность, как гуманное отношение к живому – как этический принцип поведения человека. Освоение данных представлений обеспечивает понимание ребенком необходимости экологически правильного отношения к природе.

Переживание значимости такого отношения достигается посредством проживания ребенком всей палитры гуманных чувств к миру природы. Важной составляющей содержания являются умения разнообразной деятельности в природе, имеющей экологически ориентированный характер. В целом программа способствует формированию экологической воспитанности ребенка, являющейся закономерным результатом его приобщения к экологической культуре в ходе экологического образования.

Осваивая экологические знания, ребенок узнает о своих собственных конституционных особенностях, центральных звеньях пространственно-временной организации мира. Это существенно совершенствует нравственную воспитанность, способствует духовному росту личности.

Через познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром.

Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии, позволяет ребенку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы.

Играя с растениями и животными, дошкольник учится распознавать настроение живого существа, его своеобразие, что также способствует формированию чуткости и душевной отзывчивости ребенка.

Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.

В результате работы с детьми дошкольного возраста по экологическому развитию значительно повышается уровень их экологической воспитанности, который выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Ведущим личностным достижением ребенка становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности – Жизни.

Во время ООД дети осваивают не только экологические представления, но и овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношение к объектам природы. ООД планируется таким образом, чтобы ребенок постепенно переходил от освоения фактов к усвоению связей между ними и обобщению полученных представлений. В систему экологического развития детей включаются ООД не только познавательного цикла – наблюдения, экскурсии, формирование обобщенных представлений, систематизация знаний, - но и такие их виды, в которых представлена так называемая отражательная деятельность ребенка: по художественно-творческому развитию, трудовые.

Один из видов ООД по экологическому развитию детей – освоение представлений о человеке, на которых дошкольники знакомятся с человеком как живым организмом и социальным существом.  На этих ООД используется комплекс методов, включающий разнообразные исследовательские действия, элементы опытов, самонаблюдение, работу и иллюстрациями, и моделями и др.

Наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя и детей. Это обусловлено важностью накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. Для этого взаимодействие воспитателя и детей строится с учетом дифференцированного подхода и включает разные формы: различные виды наблюдений, игры, труд в уголке природы и на участке, поисковую деятельность, моделирование. Широко используется чтение детских книг, рассматривание иллюстраций, рисование на экологические темы, а также экологические досуги и праздники.

В начале воспитатель побуждает детей к самостоятельной деятельности, например, предлагает решить небольшую познавательную задачу, поделиться узнанным с друзьями и родителями, поиграть.

Затем он создает ситуации, стимулирующие ребенка самостоятельно организовывать деятельность в природе, проявить отношение к живому. Уровень, достигнутый ребенком в результате общения со взрослым, позволяет ему самостоятельно использовать все разнообразие представленного в среде материала, расширяя и углубляя тем самым опыт экологически ориентированного взаимодействия с природой.

Полученный опыт применяется дошкольникам в различных видах деятельности – играх, художественно- эстетической деятельности, труде, в природе и др. с одной стороны, при осуществлении деятельности представления о животных и растениях уточняются и обогащаются, становятся более дифференцированными, что подготавливает детей к составлению рассказов о природе. С другой стороны, в деятельности ребенка накапливается гуманный опыт сочувствия, содействия, помощи живому.

Дошкольники под руководством взрослого овладевают знаниями о системе частных и общих связей в их иерархии в том числе, если перед детьми поставлены интересные и понятные задачи и обеспечивается возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать.

 

Литература:

  1. Воронкович О.А. Добро пожаловать в экологию.  СПб.: Детство-ПРЕСС, 2001.
  2. Кондратьева Н.Н. Мы: программа экологического образования детей. СПб.: Дество – ПРЕСС, 2002.