Сценарий родительского собрания "Значение предметной деятельности в развитии детей раннего возраста"

Эсаулова Светлана Алексеевна

Воспитатель, МКДОУ детский сад "Снежинка" п. Восточный, Кировская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Эсаулова С.А. Сценарий родительского собрания "Значение предметной деятельности в развитии детей раннего возраста" // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 26.04.2024).

Заказ № 69388


Дидактическое обоснование

Форма: педагогический консилиум.

Цель: обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их психолого-педагогической компетентности по проблеме предметной деятельности в развитии детей раннего возраста.

Методы и приемы: беседа, игровые упражнения, соревнование, проблемная ситуация, вопросы, сюрпризный момент, просмотр и анализ видеороликов, просмотр презентации и др.

Средства: компьютер, проектор, доска-экран, маркеры, бумага, смайлики, игры, сюрпризы, фломастеры, доска для подведения результатов работы команд, колокольчики разного звучания, карточки с высказываниями великих людей по теме, карточки белого и голубого цвета, презентация, видеоролики.

 

Предварительная работа

  • Оформление плаката в раздевалке «Волшебный поезд», где в окошечки «вагонов поезда» родители размещают свое мнение по вопросу «Предметная деятельность в раннем возрасте – это …?»
  • Изготовление приглашений каждой семье.
  • Оформление фотовыставки «Развиваем детей через разные игрушки и предметы», выставки «Мы игрушки смастерили».
  • Анкетирование родителей «Игрушки дома» (Приложение №1).
  • Подготовка высказываний (мудрых мыслей) по данной теме.
  • Съемка и монтаж видеороликов «Предметная деятельность детей в группе», «Предметная деятельность детей в процессе НОД».
  • Подготовка рекомендаций родителям по изготовлению игр с предметами.
  • Подготовка презентации «Развиваем детей через разные игрушки и предметы».
  • Изготовление совместно с детьми сюрпризов для награждения родителей.
  • Подготовка благодарностей для самых активных родителей группы.

 

Ход проведения родительского собрания

Организационный момент

В групповой комнате, где проходит собрание, оформлена фотовыставка «Развиваем детей через разные игрушки и предметы» и выставка игр, сделанных родителями «Мы игрушки смастерили».

При входе в групповую комнату родителям предлагают взять карточки разного цвета: голубого и белого. Родители рассаживаются по двум сторонам: справа те, у кого карточки голубого цвета, слева те, у кого карточки белого цвета.

 

Воспитатель (далее – В): Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады снова встретиться с вами. Сегодня мы постараемся ответить на ваши вопросы: «Что такое предметная деятельность? Каково значение деятельности с предметами в развитии ребенка раннего возраста?». У нас в раздевалке был оформлен стенд «Волшебный поезд», где вы высказали свое мнение по данной проблеме (зачитывает мнение родителей). Сегодня мы поговорим об этом подробнее, и вы сами решите, правильно ли вы ответили на поставленный вопрос.

С помощью карточек вы разделились на две команды. В каждой команде есть колокольчик, им вы будете пользоваться в течение всего собрания. На каждый поставленный вопрос вам сначала необходимо обсудить ответ в команде, договориться, кто будет отвечать, затем позвонить в колокольчик, т.е. дать сигнал, что ответ у команды готов, а потом ответить на вопрос.

Сейчас запишите на карточке первую букву имени своего ребенка. Из этих букв составьте названия своих команд.

Родители придумывают название своих команд. Используя колокольчик, называют свои команды. Педагог записывает названия команд на доске. Когда родители отвечают на вопросы, педагог фиксирует ответы команд, используя фишки-смайлики (полный ответ – смайлик улыбается, не полный ответ – не улыбается).

 

Введение в проблему

В: А сейчас давайте посмотрим, что же говорят великие люди об игре с предметами, и какая мудрость лежит в народной поговорке. Ваша задача - собрать высказывания из ваших карточек.

Проводиться игровое упражнение «Составь высказывание». Родители из карточек составляют высказывания А. С. Макаренко: «Игра с предметами имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – работа, служба». Японская поговорка: «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне сделать самому, и я пойму».

 

Родители объясняют, как они понимают эти высказывания

 

В: Игры с предметами – это для ребенка не просто времяпрепровождение, а большой труд, способ постижения мира. Действуя с предметами, ребенок познает их свойства, соотношения, назначения, знакомится с их названиями. Игровые действия с предметами – это жизнь ребенка, его существование, источник развития познавательных процессов, чувств, эмоций, способ для приобретения умений общаться со сверстниками и познавать себя. В играх с предметами ребенок учится подчинять свои желания определенным требованиям - это важнейшая предпосылка воспитания воли.

В данном возрасте разнообразные действия и игры с предметами включают в себя необязательность, добровольность, удовольствие. Предметная деятельность малыша может иметь развивающий эффект лишь в сотрудничестве с взрослым. Взрослый является для маленького ребенка не только носителем культурных средств и способов действия, но и источником новых смыслов его деятельности, проводником ребёнка в мир окружающих предметов. У детей раннего возраста игра, действия с предметами вызывают затруднения. Им необходима помощь взрослого. Создавать такую атмосферу единства в процессе игры, действий с предметами – забота не только педагогов, но и родителей. Именно сейчас ребенка следует знакомить с огромным для него миром квартиры, с предметами домашнего обихода. Ребенку необходимо показывать, как обращаться с водой, с посудой и т.п. Чем раньше он начнет постигать эту сторону, тем безопаснее будет его игра, безопаснее будут разные действия с предметами. В игре с предметами и игрушками ребенок приобретает свой жизненный опыт.

 

Решение проблемы

В: Сейчас мы посмотрим с вами два видеоролика. Вы должны сказать, чем они отличаются? Не забывайте, что мы работаем в командах, необходимо договориться, какой ответ даст ваша команда, а для ответа использовать колокольчик.

Просмотр видеоролика «Предметная деятельность детей в группе». На одном - каждый ребенок выполняет действия с разными игрушками-предметами, а на другом - дети выполняют одно и то же действие, где они общаются друг с другом. Затем родители высказывают свое мнение.

В: Если сравнить видеоролики первого собрания и те, которые просмотрели сейчас, то можно заметить, что дети произносят отдельные звуки, слоги, то есть происходит развитие речи детей, они учатся взаимодействовать друг с другом. Дети в играх используют разные предметы, все заняты своим делом. Вы увидели самостоятельную предметную деятельность детей. Вы заметили что, дети повторяют одни и те же действия неоднократно. Это способствует развитию более точных координаций движений. Дети получают удовольствие от действий с предметами. Вы знаете, что уже с такими малышами мы проводим занятия, их длительность 8 мин. Занятия проводятся в виде игр, исследований с предметами. Давайте посмотрим видеоролик «Знакомство с предметами, которые радуют малышей-исследователей».

Просмотр видеоролика «Предметная деятельность детей в процессе НОД». Родители высказывают свое мнение.

В: Вы увидели действия детей с предметами, заинтересованность детей к своим действиям, можно сказать, что дети проявляют любознательность. А сейчас давайте вспомним игры вашего детства.

Родители делятся своими впечатлениями об играх, в которые любили играть в детстве. Педагог отмечает, чья команда самая активная.

В: Сегодня вы сложили замечательную японскую поговорку: «Расскажи мне, и я забуду, а покажи мне, и я запомню. Дай мне сделать самому, и я пойму». Сейчас мы вам покажем самые простые и любимые игры наших малышей.

Педагог играет с родителями в игры с предметами и игрушками, которые часто используются в группе «По ровненькой дорожке»

(с использованием игрушки)», «Угадай, в какой руке?».

В: Наблюдая за игрой ребенка, многое можно узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки, различные предметы. Через игру можно узнать и о взаимоотношениях в семье, об интересах и склонностях ребенка, а также о его развитии. Родители приготовили, смастерили игры для наших малышей. Сейчас расскажут нам о пользе, значении игр, которые они сделали своими руками.

Презентация игр. Родители презентуют игры, сделанные своими руками. После всего педагог читает стихотворение:

Мы сегодня очень рады.

Что вы в гости к нам пришли,

Вы поведали секреты,

Показали нам свои труды.

Чтоб ввести нас в мир игрушек.

В мир веселья и добра.

Чтоб сказать нам: есть сегодня

Вот такие мастера!

 

В: Таким образом, можно сделать вывод, чтобы организовать предметную деятельность малышей необходимо создавать условия. Давайте назовем эти условия вместе, уважаемые родители!

Родители определяют условия, в том числе:

1 условие: необходимы определенные игрушки и предметы для развития ребенка. 2 условие: необходимо внимание взрослого к действиям ребенка и понимание как включить ребенка в предметную деятельность.

В: Игра с предметами, как говорил Макаренко А. С.: «… имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого - работа, служба». Важным педагогическим условием, способствующим развитию детей, является побор игрушек. Он должен быть осознанным и продуманным. Сейчас мы посмотрим небольшую презентацию «Развиваем детей через разные игрушки и предметы». На слайдах будут изображены определенные игрушки для детей нашего возраста. Ваша задача сказать, для чего необходима данная игрушка.

Просмотр презентации

«Развиваем детей через разные игрушки и предметы». Команды отвечают для развития каких умений, качеств необходима та или иная игрушка, предмет.

Подведение итогов

В: Уважаемые родители, данные игрушки и предметы необходимы нашим детям для развития не только в детском саду, но и дома. Давайте вернемся к нашему поезду. Смогли ли мы сегодня ответить на данные вопросы: «Что такое предметная деятельность? Каково значение деятельности с предметами в развитии ребенка раннего возраста?» Как вы думаете, решается ли данная проблема в группе и в условиях вашей семьи? Что было значимым на собрании конкретно для каждого из вас? Какие выводы вы сегодня сделали на нашей встрече? Что необходимо, чтобы предметная деятельность развивалась успешно?

Родители отвечают на вопросы педагога (работа осуществляется не в командах - индивидуально). На последний вопрос команды вырабатывают решение собрания. Смайлики присуждаются только за ответы на вопрос: «Что необходимо, чтобы предметная деятельность развивалась успешно?»

В: О том, как прошла наша встреча, вы можете написать свое мнение в «забавной пирамидке». Так же вы можете написать, о чем хотели бы еще узнать? Какие вопросы в развитии ваших детей вас волнуют?

Рефлексия «Забавные пирамидки».

Родители пишут свое мнение, пожелания на колечках пирамидки, приклеивают их на бумагу – «собирают» пирамиду: справа – мнения, слева – пожелания на следующую встречу. Педагог предоставляет возможность родителям, пожелавшим выразить устно свои мнения, впечатления и пожелания.

В: Итак, можно сделать вывод, что ведущая деятельность в данный период для наших малышей - предметная. Ребенок, действуя с предметами, игрушками сосредотачивается на самих действиях с ними, происходит его развитие во всех направлениях: речевом, художественно-эстетическом, физическом, социально-коммуникативном, познавательном (поясняет на примерах).

В: А сейчас подведем итоги, какая команда была самая активная!

Подводятся итоги по подсчету улыбающихся смайликов, каждому участнику команды вручается сюрприз, а также вручаются благодарности тем родителям, которые активно участвуют в жизни группы и детского сада.

 

Литература:

  1. Минкевич Л.В. Родительские собрания в детском саду. Младший дошкольный возраст. М: Скрипторий 2003, 2012. 96 с.
  2. Смирнова Е.В., Мещерякова С.Ю., Ермолова Т.В. Игры и игрушки для детей раннего возраста: методическое пособие для воспитателей. М.: МГППУ, 2004. 72 с.

 

 

Приложение № 1

Анкета «Игрушки дома»

  • Есть ли у вашего ребенка игровой уголок? Где он находится?
  • Много ли игрушек у вашего ребенка? Каков подбор?
  • Когда и по какому случаю приобретаются игрушки?
  • Часто ли ваш ребенок ломает игрушки?
  • Как вы поступаете в подобной ситуации?
  • Как вы относитесь к детским играм? Участвуете ли в них?