Деловая игра для педагогов ДОУ "Раз словечко, два словечко..."

Низина Наталья Михайловна

Учитель-логопед, МАДОУ Детский сад "Чебурашка", Тюменская область,ХМАО - Югра, Советский район

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Низина Н.М. Деловая игра для педагогов ДОУ "Раз словечко, два словечко..." // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 16.04.2024).

Заказ № 68514


 

Задачи: уточнить знания педагогов по словообразованию, совершенствовать умение планировать речевые игры и упражнения, направленные на развитие грамматических категорий языка

Добрый день уважаемые коллеги!

Все мы знаем и любим свою профессию, отдаем ей большую часть своей души, иногда забывая про себя и семью. В нашем коллективе уже сложилась традиция проводить деловые игры, где мы с вами вспоминаем, то, что забыли или узнаем что-то новое, касательно нашей профессиональной деятельности. Здесь мы отдыхаем душой, работая головой.

- Жюри прошу занять свои места.

Ваша задача:

- зорко следить за ходом игры;

- после каждого задания оценивать участников игры; 3 балла за правильный ответ

- определить победителя.

Правила игры:

1.    Работать дружно, согласованно.

2.    Соблюдать порядок и тишину.

3.    Уметь слушать другого.

4.    За другую команду не отвечать, иначе снимается 3 балла.

5.    Выслушать задание до конца.

6.    Отвечать громко, но не хором.

- Сегодня мы поговорим о таком важном навыке в структуре формирования грамматического строя речи как словообразование.

Словообразование – образование новых слов различными способами. Например: мяч – мячик (уменьшительная форма, образование с помощью суффикса), у волка – волчонок (детеныши животных, образование с помощью суффикса), шел – пришел – ушел (изменение значения глагола путем изменения приставки) и т.д.

Давайте коротко вспомним, как же можно образовывать слова и как это делают наши дети:

1. Приставочный ПРИСТАВКА - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов.

Приставки служат для образования слов. Приставки отличаются от суффиксов положением в слове: суффиксы располагаются после корня, а приставки перед корнем. С помощью приставок могут быть образованы слова разных частей речи. В современном русском языке 18 продуктивных приставок.

ПРИМЕР: ходить – входить, выходить, заходить, уходить, отходить, сходить, переходить, приходить.

2. СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ.

СУФФИКС - значимая часть слова, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов.

Суффиксов в русском языке много. Они создают новые слова. В существительных насчитывается около 100 суффиксов, в прилагательных – около 50, в глаголах – около 20. Каждой речи свойственны свои суффиксы.

ПРИМЕР: белый – белизна, белок, беляк, белеть, белить, беловатый, беленький, бело

3. ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ

ПРИМЕР: подорожник, приморский, приземлить, подснежник

 4.Сложение основ слов с помощью соединительных гласных: рыболов, пылесос и т.д.

- А сейчас я предлагаю Вам разделиться на 2 команды, необычным способом. Возьмите каждый листочек, на нем написано слово. Определите каким способом оно образовано ( приставочным или суффиксальным) и займите место в своей команде.

Итак, команды ПРИСТАВКА и СУФФИКС

1 конкурс «Творческий»

 вопрос – 1 группе

- В каком возрасте ребёнок искажает слова. Пользуется упрощенными словами? Примеры слов

(младший дошкольный возраст)

 Комментарий логопеда: К полутора годам ребёнок произносит, хотя и не всегда чётко, почти все гласные и многие согласные звуки – [м], [п], [б], [т], [д], [н], [к], [г], [в], [ф], [й]. Однако некоторые согласные часто произносятся им смягчённо («дяй» вместо дай). Вместо общепринятых слов ребёнок продолжает употреблять звукоподражания (собака – «ав-ав», часы – «тик – так» и пр.) Иногда вместо целого слова ребёнок может произнести только ударный или первый слог (кукла – «ку», упал – «па»). Часто одно и то же слово ребёнок произносит по-разному, при этом можно наблюдать выпадение или замену то одного, то другого звука.

К двум годам малыш начинает чётче произносить гласные звуки, правильно воспроизводить многие, наиболее лёгкие согласные, усваивает простейшую интонацию (в его речи появляются вопросительные и восклицательные предложения). Отчётливость произнесения звуков в этот период жизни зависит от их места в слове.

- вопрос – 2-ой группе

- В каком возрасте наблюдается такое явление, как словотворчество? Примеры слов детей (средний дошкольный возраст с пяти лет)

Комментарии логопеда: в среднем возрасте наблюдается рост интереса к слову, его звучанию. Словообразование и словотворчество носит в этом возрасте взрывной характер.

. (примеры логопеда: Мазелин – вазелин, это не рыбка, а китка – о резиновом ките, посмотри, коровы рогаются)

2 конкурс « Родственный»

- Растёт в Лукоморье Волшебное дерево. Листья на нём появляются только, тогда, когда к заданному слову находятся родственные слова.

Д/ и «Дерево родственных слов»

- 1 команда подбирает родственные слова к слову – САД

Существительные - садочек, рассадник, садоводство, садик, высадка, посадка, зоосад, садовник, садовница, ясли-сад.

Прилагательные - садовый, приусадебный, садоводческий.

Глаголы - посадить, рассадить, высадить, пересадить, засадить, усадить.

- 2 команда к слову ЗВЕЗДА

звездочка, созвездие, сверхзвезда, суперзвезда, звездчатка (растение с цветами, напоминающими звездочки).

Комментарий логопеда: К сожалению, на протяжении всего своего опыта работы с детьми сталкиваешься с трудностями в умении образовывать новые слова. Как правило, с заданиями на словообразование справляются единицы.

А ведь создание новых слов в языке, правильный анализ состава слова способствует овладению орфографией, освоению правописания слов.

Часто родители и даже педагоги забывают о значении художественной литературы в развитии речи ребёнка. Хотя нам хорошо известны потешки, небылицы, считалки, дразнилки, скороговорки, смешилки и прочая стихотворная шумиха. А ведь в этих стихах уже находится словесная игра, без которой ребёнок никогда не овладеет своим языком в совершенстве.

Эти весёлые стихи уже могут стать элементом занятия по развитию речи. Например, предложить детям прослушать стихотворение «Прогульщик» Э. Мошковской и найти похожие слова, слова –родственники.

Предлагаю прочитать воспитателям и выполнить задание.

- Прочитайте стихотворение и назовите родственные слова, какими частями речи они являются?

Шёл прогульщик на прогулку

Шёл и песенку свистел.

Захотел Прогульщик булку

И баранку захотел.

Захотел он шоколадку,

 Пососал бы леденцов…

Но прогуливал буфетчик,

И невидно продавцов.

И гулял киномеханик-

Не показывал кино,

Футболисты и артисты

Прогуляли заодно…

И обиделся прогульщик!

И прогульщик не смолчал!

И прогульщикам Прогульщик

«Вы - прогульщики кричал!»

Комментарий логопеда: Чем чаще повторять стихотворение, тем больше можно увидеть в нем загадок, шуток и других игр.

Детские поэты (К. Чуковский, С. Маршак, Д. Хармс, А. Барто, С Михалков, Б. Заходер, Е. Благинина, В. Берестов, Э. Успенский, Э. Мошковская, Ю. Мориц, И. Токмакова, В. Левин и др.), зная особенности развития речи детей, сочинили множество художественных произведений наполненных детской фантазией, юмором, словесными играми.

3 конкурс «Игровой»

Что такое относительные прилагательные?

Это разряд прилагательных обозначающих признак предмета через его отношение к другому предмету (деревянный дом, фруктовый сад), действию (читальный зал), месту или времени (индийский чай, ночной поезд).

- Придумать речевую игру или упражнение на образование относительных прилагательных с помощью предметных картинок

- 1 команда – фрукты

- 2 команда - овощи

Комментарий логопеда: В работе с детьми можно использовать разные речевые игры

Игра «Кузовок»

Цель: учить образовывать с помощью суффиксов уменьшительно-ласкательные существительные

Ход: Один из играющих ставит на стол корзинку и говорит соседу:

- Вот тебе кузовок,

Клади в него, что на ОК

Обмолвишься - отдашь залог.

Педагоги по цепочке называют слова с рифмой на ОК (Я положу колобок, утюжок, колпачок)

По окончании разыгрываются залоги: покрывают кузовок и спрашивают: - Чей залог вынется, что тому делать

4 конкурс « Профессиональный»

- 1 команда называет профессии с суффиксом – щик

- 2 команда с суффиксом – чик

(написать за 1 минуту и прочитать )

5 конкурс « Мозговой штурм»

- За короткое время надо дать как можно больше правильных ответов на короткие вопросы:

1. Чем отличается звук от буквы.

2. На что похожа буква «В»?

3. Сколько букв и звуков в слове «деньги»? 6 и 5

4. Сколько дней в неделе? 7

5. Что курицу не учит? яйца

6. Какая бывает ручка? Дверная, шариковая, часть тела

7. Что может быть широким? Душа, река, плечи

8. У кого глаза велики? страха

9. Определите, какая часть речи слово «пешеход» (существительное).

10. Поделите на слоги слово «черепаха» 4

11. Назовите двусложное слово из открытых слогов (вата).

12. Подберите рифму к слову «мак».

13. Назовите 3 притяжательных прилагательных (лисий, волчий, собачья)

14. Назовите ударный гласный в слове «крокодил» (и).

15. Придумайте родственное слово к слову «игра».

16. Объясните, как образовано слово «пароход

- Сегодня мы вспомнили особенности формирования словообразования у дошкольников, работали в команде, проверили знания русского языка.

Подведение итогов игры. Награждение команды победителя.