Формирование навыков общения в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО

Старикова Татьяна Николаевна

Учитель начальных классов, МАОУ СОШ № 7, г. Когалым, ХМАО-ЮГРА

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Старикова Т.Н. Формирование навыков общения в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 66570


 

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции. Общество ставит перед школой задачу подготовки школьника мыслящего, знающего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

В рамках реализации ФГОС НОО под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, которая осуществляется в формах, отличных от классно-урочной, и направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Цель внеурочной деятельности – это организация пространства выбора, в результате которого создаются условия для индивидуального развития ребёнка.

Внеурочная деятельность в начальной школе также позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

1)      выявить интересы, способности, возможности, склонности детей к различным видам деятельности;

2)      развивать творческие способности и опыт творческой деятельности;

3)      формировать универсальные учебные действия через внеурочную деятельность;

4)      развивать опыт взаимодействия, сотрудничества, неформального общения, оказание помощи в поиске «себя».

Работу по формированию коммуникативных навыков, умения общаться со сверстниками и старшими по возрасту можно отслеживать разными формами мониторинга. Это может быть живое устное общение, или посредством письменных работ: сочинений, изложений. А может быть и формой создания школьной газеты.

Исследовательская деятельность в начальной школе приобретает особое значение как способ одновременно научить ребёнка чему-то новому и обеспечить его увлекательным времяпровождением.

Всем известно, что дети – прирождённые исследователи, старательные и неутомимые. Только учителю нужно умело увлечь их предметом исследования, предложив тему или же можно предоставить учащимся возможность самим выбрать интересный предмет исследования, незаметно направив их в нужное русло. В любом случае педагогу следует познакомить детей с основами исследовательской деятельности, научить их ставить цель исследования, выдвигать гипотезу, пошагово выполнять всю работу и приходить к определённому результату. Перед педагогом всегда стояла проблема выбора необходимого метода работы с детьми. В новых условиях нам необходимы эти новые методы, позволяющие организовать процесс обучения по-новому, выстроить правильно взаимоотношения между учителем и учеником. Ведь ученики сегодня другие, и роль учителя должна быть тоже другой.

Метод проектов, родившись из идеи свободного воспитания, не является принципиально новым в мировой педагогике. В данное время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.

Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Хотела бы поделиться работой над одним из наших проектов, который является долгосрочным.

Я выбрала для себя следующие принципы организации проектной деятельности (их вы видите на слайде):

1)      Учёт интересов детей;

2)      Учение через деятельность (ученик включается в поисковую, исследовательскую деятельность, отслеживаются результаты его работы);

3)      Преодолением трудностей являются познание и знание;

4)      Сотрудничество участников педагогического процесса;

5)      Свободное творчество в выборе темы, решение проблемы, оформление и защита проекта.

Проектная деятельность организована в виде двух блоков работы взаимосвязанных между собой: сбор сведений по теме и работа над самим проектом, включённым в содержание темы.

Наш долгосрочный проект носит название «Создание школьной газеты».

Как возникла идея данного проекта? Это второй долгосрочный проект нашего класса. Первый проект «Создание детского познавательного журнала «Почемучки» длился три года. Защита проекта проходила на разных уровнях. Мы стали победителями городского конкурса проектных и исследовательских работ младших школьников «Гости из будущего», Регионального этапа Всероссийского Фестиваля творческих открытий и инициатив «ЛЕОНАРДО» и дистанционного международного конкурса детских проектных работ. Весной прошлого года мне довелось выступить с нашей работой на региональной педагогической конференции, после чего, собственно заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ирина Владимировна Баженова и предложила попробовать заняться «Созданием школьной газеты для начальной школы». С этого всё и началось.

Ненавязчиво я дала понять детям в необходимости создания школьной газеты. Ведь школа – это маленькая страна с интересной и разнообразной жизнью, в которой уследить за потоком событий, происходящих вокруг нас не так-то просто, а тем более сохранить в памяти самые необычные, яркие и важные из них. От Ирины Владимировны мы узнали, что некогда старшеклассники уже выпускали свою газету, а вот для малышей газеты нет. На собрании класса мы пришли к единому мнению, что собственная газета, созданная своими руками – это пока неосуществимая мечта наша, учеников, учителей и родителей. Как её осуществить?

Мы решили организовать свой пресс-центр и подумать о создании газеты для начальной школы. На общее собрание класса мы пригласили Наталью Евгеньевну Пшенишную, которая проработала 10 лет в редакции «Когалымский вестник». Много интересного дети узнали из её рассказа. Посетили редакцию газеты. Где главный редактор провела с нами очень интересную и познавательную экскурсию. Правда, вопросов у нас не уменьшилось. Определили конкретную проблему: как начать выпуск собственной газеты.

Поставили цель: создать своими руками школьную газету для учащихся начальных классов. Определили задачи. Приступили к работе.

Узнали, что такое газета из словаря Ожегова. Нашли информацию о том, как появилось название «газета». Открыли для себя много нового о первых газетах мира. Из разных источников выяснили, когда появились первые газеты в России, какой была первая газета для детей. [1]Узнали о том, какие виды и типы газет существуют. [3], [5], [6]

Ознакомившись с историей появления первых газет, решили перейти к созданию своей газеты и начали с анкетирования учащихся. По итогам которого пришли к выводу, что необходимость в создании нами школьной газеты для учащихся огромна.

На подготовительном этапе провели общее собрание, обсудили план работы, создали пресс-центр, распределили обязанности среди учащихся.

Все получили задание подумать над названием газеты. Обсудив разные варианты, остановились на названии «Вести школьные. Самые интересные и прикольные». Определились с рубриками. Выбрали логотип.

Когда все теоретические вопросы нами были решены, юные корреспонденты приступили к написанию статей. Готовый материал обсуждается на заседании пресс-центра. Затем размещается на страницах газеты. Набор газеты осуществляется в программе-фоторедакторе «АВАТАН». Все статьи в газете объединены общей идеей. Размещаем их на определённой полосе. Первая полоса – это её витрина. Её создаём так, чтобы привлечь внимание читателя.

Закончив разработку первой полосы, работаем над вёрсткой остальных частей газеты. Каждая из них имеет своё постоянное место. Страницы оформляются в определённом стиле, создаются в документе WORD, выпускаются на листах А3. Периодичность издания – 1 раз в месяц. Тираж – 25 экземпляров.

Газета получилась интересной и детям и взрослым. Мы получили огромное удовольствие от результатов совместного труда.

Выпущено 4 номера газеты, в работе пятый. Нашу газету вы можете найти на сайте школы. Справа в баннере отдельной строкой вынесена страница «Школьная газета».

Мы стали победителями Регионального этапа Всероссийского Фестиваля творческих открытий и инициатив «ЛЕОНАРДО», победителями городского конкурса проектных и исследовательских работ младших школьников «Гости из будущего.

Из опыта работы я могу утверждать, что использование проектной деятельности вызывает у учащихся интерес к учению, за счёт интеграции учебной и внеурочной деятельности в единый учебно-воспитательный процесс. При внедрении метода проекта в классе создаётся положительный психологический климат.

 

Первый выпуск школьной газеты

Список источников информации и Интернет-ресурсов

  1. Газета «Пионерская правда»
  2. Детская журналистика. http://www.refu.ru/
  3. Лисёнкова Т.М. Журналистика: познание, преображение себя и окружающего мира: Иркутск: Прогресс, 2003
  4. Ожегов С.И. Толковый словарь. М., 2011.
  5. http://www.nkj.ru/archive/articles/9324/Наука и жизнь, ПЕРВАЯ РУССКАЯ ПЕЧАТНАЯ ГАЗЕТА
  6. http://dic.academic.ru/
  7. https://ru.wikipedia.org/wiki
  8. http://oldgazette.ru/pionerka/