Дмитров-мой город родной!: проект по нравственно-патриотическому воспитанию

Белова Любовь Юрьевна

Воспитатель, МДОУ №9 "Цветик-семицветик", г. Дмитров, Московская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Белова Л.Ю. Дмитров-мой город родной!: проект по нравственно-патриотическому воспитанию // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 27.04.2024).

Заказ № 61026


 ПРИЛОЖЕНИЕ: Приложения к проекту


 

Актуальность темы:

Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания.

Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.

Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

 

Тема: «Дмитров- мой родной город».

Цель: 

• формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности семье, родному дому и городу, воспитание гражданина и патриота своей страны;

• воспитание любви к родному краю, городу, формирование представлений о достопримечательностях города;

• воспитание чувства гордости, чувства ответственности за судьбу города Дмитрова, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства.

 

Задачи: 

• воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, городу Дмитрову;

• формировать представление о городе Дмитрове, как части России: истории, символике, достопримечательностях, традициях, труде и быте горожан;

• пробудить у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонек любви к родному городу, вызвать желание познать его через чувство удивления, восхищения природой, родным домом, профессией родных, местными достопримечательностями, культурой и др.;

• подвести детей к пониманию, что наш город Дмитров является частицей большой Родины – России; познакомить детей с символикой Дмитровского района: гербом, флагом, гимном;

• привлечь родителей к участию в реализации проекта (через создание библиотеки, макета «Мой город», через создание тематического альбома с фотографиями «Дмитровский край».

• поддерживать интерес, чувство гордости, любви и уважения у дошкольников к своей «малой Родине».

 

Методы:

Исследовательские: вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;

Наглядные: тактильно–мышечная наглядность;

Словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей и педагогов, объяснения, указания, словесные инструкции;

Вид проекта: долгосрочный

Сроки проведения: сентябрь2017-май 2018г.

 

Календарно-тематический план проведения проекта

Месяц

Тема

Форма проведения

Примечание

Подготовительный этап

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

 

1.Постановка проблемной ситуации: «Мы хотим узнать о истории города Дмитрова».

 

2.Беседа «Моя малая Родина»

 

3.Создание фото альбома:

 «Дмитров- наш город родной»

 

Беседа с родителями о подборке иллюстраций и книг о городе Дмитрове

 

 

2 Консультация для родителей: «Мой город- моя малая Родина»»

 

3. Сбор иллюстраций родителей с детьми.

 

Основной этап

О

К

Т

Я

Б

Р

ь

1.Знакомство с историей возникновения города

Дмитрова.

 

 

2. «Моя семья»

 

 

 

3.Осенний праздник

1. Беседа по теме. Показ фото и книг о Дмитрове.

 

Чтение стихотворений о Дмитрове.

 

2.Работа над понятием «родня». Чтение Я. Акима

«Моя родня»

 

3 «Путешествие по осеннему городу»

 

Н

О

Я

Б

Р

Ь

 

 

 

 

 

 

 

 

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

 

Я

Н

В

А

Р

Ь

 

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

 

 

М

А

Р

Т

 

 

А

П

Р

Е

Л

ь

1.Поисково-исследовательская деятельность.

 

2.Закрепление знаний о быте и труде жителей города.

 

3. Знакомство с символикой города

 

4. «Мой адрес»

 

 

1.Новый год у ворот

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История названия улиц города.

 

 

 

 

 

 

«Нащи защитники»

 

 

 

 

 

 

 

8 марта

 

 

Дмитров прежде и теперь

 

1. Беседа: «Как люди жили в старину»-Ремесло и быт города (Фото)

 

2.Экскурсия в музей д/с «Горенка»

 Беседа. Рассматривание иллюстраций

3Беседа о гербе, гимне города Дмитрова.

Чтение стихотворений

 

4.Заучивание своего полного

 адреса.

 

1.Рассматривание репродукций и картин о родной природе.

Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина».

2. Объяснение пословиц о Родине.

3. Рассказ о Российском флаге, слушание гимна России.

Рассматривание герба России.

 

С/р игра «Путешествие по родному городу»

 

Просмотр фото: «Улицы города»

 

 

 

Беседа «Кто такие защитники нашей Родины?»

Пение песен об армии и чтение стихотворений.

Рассказ о героях-дмитровчана. А. Махалине и Аверьянове.

 

 

Познакомить с женщинами, прославившими наш край.

Лира Никольская.

 

 

 

Рассматривание иллюстраций старого города Дмитрова и сравнение его с современным городом.

Просмотр видео клипа «Дмитров-город мой».

 

Составление детьми рассказов на тему «За что я люблю мой город»

 

Заключительная часть

М

А

й

1.Итоговый праздник:

2.Конкурс рисунков

3.Фотовыставка и

Макет города

1.Совместно с родителями организовать праздник «Дмитров-город воинской славы».

2 «Цветы нашего города»

3 «Я и мой город Дмитров»

 

 

Ожидаемые результаты:

Познакомимся и расширим знания о родном городе.

Научимся с пользой применять эти знания. Организуем праздник:

«Путешествие по осеннему городу»

Создадим макет города и альбом «Я и мой город Дмитров».

Проведем итоговое комплексное занятие «Дмитров-город воинской славы».

Заключение

 

Результаты:

  1. Познакомились и расширили знания о своем городе, его достопримечательностях, о городском транспорте.
  2. Провели праздник «Путешествие по осеннему городу»
  3. Подготовили альбом по теме «Я и мой город Дмитров». Создали макет города.
  4. Провели итоговое комплексное занятие: «Дмитров-город воинской славы».

 

Вывод:

Вот так постепенно в процессе работы мы стараемся воспитывать у детей чувства: гордости за свою малую родину, любовь к родному городу, желание видеть и сохранить его чистым, красивым.

В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере нравственно-патриотического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали материал о городе Дмитрове.

На протяжении всего проекта осуществлялась работа по реализации задачи содержания практически всех образовательных областей. Данный проект способствовал формированию не только познавательного интереса, художественно – эстетического вкуса у детей, но и имел социальное значение. В процессе реализации проекта стало возможным повышение детской и родительской компетенции в вопросах истории, культурного наследия малой Родины, традиций и современной действительности, что позволяет развивать личность каждого ребёнка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности, потому, что только на основе знаний о прошлом можно понять настоящее и предвидеть будущее. Народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение – народ без будущего. Перспективность этого проекта заключается в возможности его дальнейшего использования с целью нравственно – патриотического воспитания, расширения взаимодействия родителей и детского сада по вопросам воспитания детей, закладывания основ духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способным к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

 

Литература:

  1. От рождения до школы / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
  2. Ветохиной А. Я., Дмитриенко З. С Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
  3. Фотографии «Дмитровский край»