Уровень воспитанности обучающихся 4 класса (11-14лет) с легкой умственной отсталостью (методика Н.П. Капустина)

Хасанова Татьяна Алексеевна

Воспитатель, ГБОУ Табынская КШИ для обучающихся с ОВЗ, Башкортостан

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Хасанова Т.А. Уровень воспитанности обучающихся 4 класса (11-14лет) с легкой умственной отсталостью (методика Н.П. Капустина) // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 18.02.2018).

Заказ № 65482


 

Эффективное воспитание и обучение, формирующие образованную, культурную, высоконравственную, творчески активную и социально зрелую личность, немыслимо без знания индивидуальных особенностей каждого ученика и постоянного отслеживания его личностного развития, оценки уровня его воспитанности и побуждения его к саморазвитию и самовоспитанию. Поистине, «чтобы воспитать человека во всех отношениях, надо знать его во всех отношениях» (К. Д. Ушинский). Существенное влияние на развитие личности ученика оказывает классный коллектив, равно как и ученик оказывает своё влияние на развитие коллектива, в котором он находится. Общеизвестно, что большинство воспитателей внеурочной деятельности затрудняются дать характеристику классного коллектива, тем более определить уровень его развития, проследить за изменениями в течение года. С этой целью я, работая воспитателем в коррекционной школе-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, занялась изучением уровней развития классного коллектива и воспитанности обучающихся. Под уровнем воспитанности я понимаю степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности: высокий, хороший, средний, низкий. Мною обучающимся 4 класса была предложена методика Н. П. Капустина, по которой ребёнок оценивал себя. Его же оценивала я сама и выводила итоговую оценку. Затем высчитала средний бал и определила уровень воспитанности. Все результаты были обсуждены с самими обучающимися в доверительной беседе, в отдельных случаях обсуждение оценки по уровню воспитанности обучающегося прошло с его родителями (в некоторых случаях в совместной беседе). И всё это при соблюдении педагогического такта, выдержки, доброжелательности. Использование оценки и процедура её выставления при изучении уровня воспитанности обучающихся убедила меня в том, что это стимулирует у ребят процессы самопознания, вызывает желание и стремление к саморазвитию и самовоспитанию, что благотворно сказывается на формировании личности.

Аналитическая справка по результатам исследования уровня воспитанности обучающихся 4 класса с легкой умственной отсталостью

В исследовании приняло участие 13 человек, это составляет 93% от общего числа обучающихся класса. Целью данного исследования было определение уровня воспитанности обучающихся 4 класса ГБОУ Табынская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Методом исследования послужила методика Н.П. Капустина. В исследовании принимали участие воспитатель, обучающиеся. Уровень воспитанности оценивался по 5-ти бальной шкале: 5-4,5 высокий уровень 4,4-4 хороший уровень 3,9-2,9 средний уровень 2,8-2 низкий уровень При анализе мониторинга были получены следующие результаты. Общий уровень воспитанности в 4 классе составляет 4,96 балла, что говорит о хорошем уровне воспитанности. При анализе отдельных параметров наблюдается хороший уровень по «Бережное отношение к природе», «Отношение к школе», «Прекрасное в моей жизни», «Отношение к себе». Можно сделать вывод о том, дети, в силу своего возраста, не очень самостоятельны, не всегда выполняют правила внутришкольный жизни, любят животных, интересуются природой, стараются чаще проявлять доброту и принимать участие в делах класса. Стараются быть аккуратными и опрятными, но еще недостаточно умеют управлять своим поведением. Чаще стараются быть вежливыми и справедливыми с людьми. Но необходимо обратить внимание на недостаточное умение правильно распределять время учебы и отдыха.

Низкий уровень – 1 обучающийся – 8%, характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.

Средний уровень – 5 обучающихся –38%, представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Уровень выше среднего (хороший) 7 учащихся – 54%, свойственны самостоятельность, проявление саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще отсутствует.

Высокий уровень воспитанности – отсутствует, характерным для уровня является наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции.

Подводя итог, можно сделать выводы о том, что воспитательная работа в классах и в школе находится на хорошем уровне и дает положительные результаты. Необходимо продолжить работу по формированию у учащихся эмоционально положительного отношения к знаниям и трудолюбию, формировать высоконравственные принципы честности, порядочности, сострадания через внеклассные и внеурочные мероприятия. Привлечение родителей к воспитательным мероприятиям чтобы они могли иметь более четкое представление о своем ребенке. Воспитывать в них самостоятельность, взаимовыручку. Необходимо также формировать у обучающихся потребность к здоровому образу жизни, в понятие «здоровый образ жизни» включается не только физический фактор, но и психологический, а именно, умении критично относиться к информации, регуляция своего поведения, здоровая самооценка и умении качественно прогнозировать свои успехи и неудачи. Исследование выявило особое позитивное отношение обучающихся к ведению здорового образа жизни, но из разговора становилось понятно, что цель сместилась с физического и психического саморазвития на нахождение референтной группы (секции по интересам). То есть риск того, что это не закрепится в жизни, как осознанная забота о своем здоровье, а останется лишь веянием моды и времени.

Особое внимание, стоит обратить на обучающихся подросткового возраста, данный возраст – это ключевой момент в развитии каждой личности, когда есть риск становления акцентуации характера по неустойчивому типу, который характеризуется безволием, тяге к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливостью, хвастовством, соглашательством, лицемерием, трусостью, безответственностью. Мы педагоги отчетливо замечаем таких ребят и уделяем им и их семье более тщательное внимание.