Взаимодействие с семьей по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей в ДОУ общеразвивающего вида

Петрусь Валентина Владимировна
Сидорова Наталья Геннадьевна

Воспитатель, БДОУ города Омска «Центр развития ребенка-детский сад № 356», г. Омск
Педагог-психолог, БДОУ города Омска «Центр развития ребенка-детский сад № 356», г. Омск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Петрусь В.В., Сидорова Н.Г. Взаимодействие с семьей по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей в ДОУ общеразвивающего вида // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 20.05.2018).

Заказ № 62182


 

Ключевые слова: речь, речевые нарушения, внутреннее и внешнее сопровождение детей с речевыми нарушениями, специалист учитель – логопед, мнемотехника, психомоторные игры.

 

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родную речь ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Хорошее владение речью необходимо малышу для изучения окружающего мира, для развития межличностного общения, для вхождения в социальный мир.

Речь является чрезвычайно тонкой, сложной и точной формой отражения в человеческом мозгу объективной реальности и представляет собой, по выражению И. П. Павлова, «высший регулятор человеческого поведения».

Следовательно, язык является средством общения, выражения и формирования мыслей и служит средством развития личности ребенка.

Но на сегодняшний день приходится сталкиваться с серьезной проблемой.

В последнее время в дошкольном образовании остро встает вопрос речевых нарушений у детей. По данным поликлинических логопедов, обследующих детей перед школой 70% из них имеют те или иные отклонения от речевой нормы.

Сегодня существует замечательная практика по сопровождению детей с речевыми нарушениями в детских садах компенсирующего и комбинированного видов. Особая роль отводится взаимодействию с родителями. Педагоги ДОУ № 191 компенсирующего вида города Омска С. А. Балашова, И. Л. Ильенко, К. В. Бойкова организуют эффективное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения для осуществления коррекции детей с речевыми нарушениями. Педагоги ставят перед собой задачу в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, под руководством логопеда помочь овладеть некоторыми коррекционными приемами, чтобы осуществить их в домашних условиях [3]. Одним из главных специалистов, способствующих оказанию помощи семьи по данной проблеме, является логопед.

Что делать педагогам общеразвивающих дошкольных учреждений, где отсутствует такой специалист как учитель – логопед, а процент детей, поступающих в ДОУ с речевыми нарушениями, ежегодно увеличивается. Только в 2014 – 2015 учебном году по результатам диагностического обследования детей старшей группы 40% имели различные проблемы в речевом развитии.

Поэтому на сегодняшний день проблема речевого развития детей, которая не является новой, остается актуальной.

Если несколько лет назад, воспитателю приходилось иметь дело с естественными для ребенка возрастными особенностями речи, которые можно было исправить: фонетическим (произношение отдельных звуков и их сочетаний, музыкальным (ритм, темп, интонация, модуляция, сила, чистота голоса), то в современных условиях приходиться часто сталкиваться с серьезными речевыми нарушениями: заиканием, общим недоразвитием речи, алалией). С подобными проблемами воспитатель просто справиться не сможет и здесь нужна помощь логопедов, а в первую очередь правильное отношение родителей к особенностям собственного ребенка.

Поэтому, решая проблему развития речи детей, сталкиваемся с рядом затруднений:

- В ДОУ отсутствует такой специалист как учитель - логопед, который может вовремя увидеть особенности ребенка и составить для него программу сопровождения с включением родителей и воспитателей;

- Следующий ряд затруднений можно свести к пониманию родителями особенностей в речевом развитии детей: большинство из них неверно осведомлены о том, что корректировать речь необходимо с 5 лет, это непоправимо поздний срок, если у ребенка тяжелые нарушения речи; иные родители приравнивают задержку речевого развития к умственной отсталости и не обращаются к специалистам, боясь постановки диагноза, некоторые родители склонны думать, что речь восстановиться самостоятельно к началу школьного обучения и есть родители, готовые помочь ребенку, но не владеющие информацией о последовательности своих действий по оказанию помощи.

Следовательно, сталкиваясь с проблемой детей с речевыми нарушениями в дошкольном учреждении необходимо решать следующие задачи:

  1. Своевременно выявлять детей, которым необходима помощь логопеда.
  2. Проводить просвещенческую работу в среде родителей, вооружая их необходимыми знаниями.
  3. Способствовать осуществлению внешнего сопровождения детей с нарушениями речи, помогая родителям определять детей в специализированные центры, оказывающие логопедическую помощь.
  4. Осуществлять внутреннее сопровождение детей с речевыми нарушениями.
  5. Проводить профилактическую работу с родителями по предупреждению речевых нарушений у детей.

Решая поставленные задачи, мы осуществляем следующую деятельность:

1. Начиная с первой младшей группы, педагоги наблюдают за детьми, проводят диагностику по речевому развитию, педагог – психолог осуществляет углубленную диагностику тех детей, которым это необходимо. Подобная работа проводится во всех возрастных параллелях.

2. В начале учебного года для родителей проходят беседы и семинары по следующим темам: «Психофизиологические особенности детей дошкольного возраста», Возрастные особенности развития речи детей», «Речевое развитие детей, причины речевых нарушений», «Когда необходимо обратиться к логопеду», «Последствия отсутствия коррекции речи при обучении в школе: нарушение чтения, письма, дезадаптация к школьной жизни, проблемы эмоциональной, поведенческой сферы», «Специализированные центры города Омска, оказывающие логопедическую помощь детям», «Сотрудничество родителей и педагогов ДОУ по осуществлению помощи детям с речевыми нарушениями», «Методы и приемы, способствующие коррекции и развитию речи». В течение года для родителей также разрабатывается стендовая информация по данным темам. Цель мероприятий: создание условий для осознания родителями необходимости совместного взаимодействия с педагогами ДОУ и обращения к специалистам, если у ребенка есть речевые нарушения.

 Особое значение придается мероприятиям профилактической направленности, где участники получают необходимую информацию по норме речевого развития, методах и приемах, с помощью которых можно помочь детям научиться владеть родной речью и конструктивно взаимодействовать с окружающими.

3.Одним из важных направлений в деятельности, мы считаем индивидуальное консультирование родителей по данной проблеме, способствующее выстраиванию работы с родителями конкретного ребенка, убеждению родителей в необходимости обращения к специалистам, которые окажут помощь в определении образовательного маршрута для ребенка.

4. В нашем дошкольном учреждении большой процент воспитанников с общим недоразвитием речи. У этих детей прослеживаются нарушения в развитии наглядно – образного мышления, концентрации внимания, устойчивости внимания, самоорганизации, моторики. Такие дети с трудом могут рассказать о своем настроении и причинах вызвавших положительные или отрицательные эмоции, они недостаточно критично оценивают свои возможности. Отсутствие коррекции приводит к нарушениям поведения и социальной дезадаптации [2]. Поэтому, осуществляя внутреннее сопровождение детей с речевыми нарушениями, мы уделяем внимание развитию эмоциональной сферы, моторики, коммуникативной сферы.

Один из методов, который положительно зарекомендовал себя в коррекции и развитии речевых возможностей детей – это мнемотехника.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста преобладающим типом памяти является образная память, запоминание информации у них происходит непроизвольно. Попытка ребенка запомнить абстрактную информацию, не подкрепленную наглядностью, вряд ли будет успешной. Использование мнемотехники позволяет упростить запоминание, развить ассоциативное воображение и мышление, а также повысить внимание. Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи. Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается рисунок, таким образом, мы зарисовываем схемами весь текст. Глядя на эти схемы -рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию [5].

Так, заучивая стихотворение с помощью мнемотаблицы, ребенок на каждую строчку должен придумать и нарисовать картинку, схематически зарисовывая все стихотворение. После этого, применяя выполненные им иллюстрации, он сможет воспроизвести все стихотворение наизусть.

По исследованиям специалистов дети с нарушениями речи имеют сохранную память. Особенно это касается зрительной памяти [2]. Следовательно, использование мнемотехники поможет не только детям с речевыми нарушениями, но и с нормой речи для развития следующих функций:

- Расширение объема словарного запаса.

- Формирование умений составлять рассказ и пересказывать прочитанный текст.

- Облегчение процесса заучивания стихотворений.

Ученые уже давно отмечают взаимосвязь речевой и моторной деятельности исходя из анатомических особенностей строения тела, поскольку около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка [1].

Поэтому в своей работе с детьми мы применяем игры и упражнения, развивающие общую и мелкую моторику: приемы самомассажа кистей рук, игры с мелкими предметами, инсценирование руками, игры на взаимодействие, считалки, которые нужно показать с помощью движений, игры – физкульминутки. Все это способствуют развитию двигательной памяти, внимания, восприятия, ловкости, положительных эмоций, закрепляющих мотивацию к деятельности. Особое значение подобные игры имеют в развитии коммуникативных возможностей детей, способности к выполнению правил группы, к умению согласовывать свои действия с действиями других участников игры.

В старшем дошкольном возрасте активно используем в работе кинезиологические упражнения (комплекс психомоторных упражнений), предложенные А. Л. Сиротюк, способствующие синхронизации работы полушарий головного мозга, улучшающие мыслительную деятельность, память, внимание, повышающие работоспособность [4].

 В течение года, мы проводим для родителей обучающие семинары по применению мнемотехники, коммуникативных игр, игр и упражнений, направленных на психомоторное развитие детей, как с нормой речевого развития, так и страдающих речевыми нарушениями.

Осуществляя вышеперечисленную деятельность, мы наблюдаем положительные результаты:

- Родители активно включаются в работу по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей.

-Увеличился процент родителей, осуществляющих коррекцию речи детей в специализированных центрах.

- Обращаясь за консультативной поддержкой, родителей чаще интересуют вопросы помощи детям, методы и приемы развивающей работы с детьми, и в меньшей степени тревога за диагноз, которые могут поставить специалисты, осуществляющие коррекцию речи детей.

- Ежегодно дети, в том числе и с речевыми нарушениями принимают участие в Международном детском конкурсе «Пони». Ребята получают высокие баллы по конкурсу. В 2015 – 2016 учебном году в одном из этапов конкурса «Речецветик», способствующего проявлению вербального интеллекта детей выявилось 5 победителей.

- При поступлении в школу большинство наших детей успешно проходят адаптацию, показывают высокие учебные результаты, принимают активное участие в школьной жизни.

Мы думаем, что в условиях модернизации образования каждому дошкольному учреждению необходимо выстроить работу по сопровождению детей с речевыми нарушениями и оказанию помощи родителям. Но это сложно сделать в отсутствии специалистов учителя – логопеда и педагога – психолога. Поэтому вопрос по данной теме остается открытым.

 

Литература:

  1. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 448 с.
  2. Посашкова И.П проектирование коррекционной работы в дошкольном образовательном учреждении: методические рекомендации / И.П. Посашкова, Т.Ю. Четверикова, О.С, Кузьмина. Омск: БОУДПО «ИРООО», 2011. 78 с.
  3. Одиннадцатые Чередовские чтения: материалы Всероссийской научно – практической конференции (Омск 30 мая 2013 года): в 2 ч. Омск: Полиграфический центр КАН, 2013. Ч. 1. 268 с.
  4. Обучение без стресса: психофизиологическая подготовка // Дошкольное воспитание. 2005. с 76 – 85.