Берегите природу дети! - проектно-исследовательская деятельность старших дошкольников

Шрамко Елена Александровна

Воспитатель, МБДОУ ДСКВ №14 г. Ейска МО Ейский район

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шрамко Е.А. Берегите природу дети! - проектно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 61540


 

Настало время, когда человек начинает задумываться над тем, что он часть природы. Люди больше всего влияют на окружающую природу и к сожалению, многие их действия имеют отрицательные последствия. Загрязнение окружающей среды продуктами отходов производства, браконьерство, охота, вылавливание несозревших видов рыб. Вследствие чего не успевают восполняться определенные виды фауны и наблюдается вымирание или полное исчезновение животных, опустошение ресурсов Земли, вырубка лесов, загрязнение водоемом и т.д. Экологи уже не первый год бьют тревогу, утверждая, что над нами нависла угроза глобальной катастрофы.

Ведь если задуматься, люди поколение за поколением становятся всё слабее и болезненней, так природа отвечает нам «взаимностью». Как в известной русской поговорке «Что посеешь, то и пожнешь»

Пришло время, когда люди должны научится понимать законы природы. Если бы нам всем научиться жить в совете и согласии с природой, миром вокруг - как бы изменился мир, в один момент!

Мы - хозяева нашей природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух и небо, животным - лес, степи, горы, а человеку нужна природа. И охранять ее - наша главная цель!

Природа–удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Несомненно, природа оставляет глубокий след в душе ребенка. Моим воспитанникам 6 лет, я наблюдаю с какой любовью они относятся к природе, как замечают происходящие в ней изменения в разное время года, как радуются каждой экскурсии, как она влияет на формирование и развитие их эстетических, и художественных качеств. Начиная с трехлетнего возраста, я замечала, как общаясь с животными и растениями мои дети преображаются, они становятся мягче, добрее.

Формирование экологической культуры следует начинать уже в детском саду. Так как экологическое самосознание детей сформировано недостаточно, перед нами педагогами стоит эта задача в приоритете, отсюда и вытекает цель нашего проекта:

 

Цель проекта:

создание условий для формирования у ребёнка элементов экологической культуры и понимания того, что человек зависит от природы ровно на столько, на сколько природа зависит от нас.

Задачи:

-развивать умение логически и творчески мыслить;

-осуществлять систематизацию и расширение представлений детей о природе, развитие интереса к ее познанию, обогащение нравственного опыта;

-совершенствовать навыки детей по уходу за растениями;

-формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности;

-воспитывать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.

Тип проекта:

Творческий, практико-ориентированный.

По длительности: долгосрочный (октябрь-май)

Формы реализации проекта:

Беседы;

Непосредственная образовательная деятельность;

Наблюдения и экологические экскурсии;

Познавательное чтение;

“Уроки доброты”;

Лаборатория “Опыты” (опыты и эксперименты);

Просмотры презентаций;

Практическая деятельность в уголке природы;

Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности.

Ожидаемые результаты:

  • у детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
  • дети понимают взаимосвязь в природе, бережно относятся к ней, животным, птицам, насекомым;
  • у детей развит интерес к явлениям и объектам природы;
  • дети умеют проводить несложные опыты, экспериментировать, анализировать и делать выводы;
  • повышен уровень экологической культуры родителей, родители осознают необходимость экологического воспитания детей;
  • создано единое воспитательно - образовательное пространство ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный

2 этап – Основной

3этап – Заключительный

Подготовительный этап

Сбор и анализ литературы по данной теме.

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта. Насыщение предметно развивающей пространственной среды группы тематическими содержанием.

Основной этап

  1. Наблюдения и экологические экскурсии по территории детского сада.
  2. Познавательное чтение.
  3. Просмотр видеофильмов, презентаций, слайд шоу.
  4. Продуктивная деятельность.
  5. Экологические игры (настольно-печатные)
  6. Знакомство с экологическими знаками.
  7. Экологические праздники и развлечения.
  8. Выставка рисунков берегите природу.

Заключительный этап

Экскурсия в цветочный магазин;

Изготовление лэпбука «Берегите растения и животных»

Участие в международной олимпиаде «Мир вокруг нас»

Совместная деятельность педагога с детьми

  1. Чтение экологических сказок.
  2. Беседы «Земля-наш дом», «Береги природу-она бережет твое здоровье», «Как вести себя за городом», «Леса-легкие Земли», «Чистота-залог нашего здоровья»
  3. Подбор картинок экологических знаков для детей.
  4. Экскурсия по территории детского сада.
  5. Фотосессия на тропе.
  6. Знакомство с народной мудростью о бережном отношении к природе (знакомство с приметами, пословицами, поговорками и загадками о природных явлениях);
  7. Рисунки на тему: «Береги природу»
  8. Изготовление папки-передвижки «Поведение в природе»
  9. Акция: «Покормите птиц!»
  10. Знакомство с разнообразием комнатных растений.
  11. Экологические игры.
  12. Знакомства с видами семян и сбор их.
  13. Совместная трудовая деятельность на участке.
  14. Сбор листьев и засушивание их. Сбор каштанов и желудей.