Старинные обычаи проводов зимы и встречи весны (3 класс)

Байкова Наталья Евгеньевна

Учитель начальных классов, МБОУ СОШ имени Героя России В.В. Матвеева г.п. Лесной, Московская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Байкова Н.Е. Старинные обычаи проводов зимы и встречи весны (3 класс) // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 20.05.2018).

Заказ № 59412


 ПРИЛОЖЕНИЕ: Приложение к статье № 1-4


 

Цель:

  • обобщить знания учащихся о весенних явлениях в неживой и живой
  • природе; познакомить учащихся со старинными обычаями проводов
  • зимы и встречи весны.

 

Задачи:

  • образовательные: закрепить знания учащихся о весенних явлениях в неживой и живой природе; познакомить со старинными обычаями проводов зимы и встречи весны;
  • развивающие: развивать эстетические чувства, познавательный интерес; развитие коммуникативных навыков речевого взаимодействия в аудитории класса; развитие интереса к истории России на примере изучения русских традиций и обычаев;
  • воспитательные: воспитывать интерес к традициям наших предков; продолжать формирование умения работать в группе.

 

Оборудование:

  • карты групповой работы; аудиозаписи («Голоса птиц», «Весенняя капель», «Частушки», «Барыня»); иллюстрации солнца и заснеженного домика; презентация «Масленица»; блины, самовар

 

(класс разбит на 4 группы; на столе у каждой группы лежат разноцветные карточки с заданиями)

 

Ход урока:

1. Организационный момент.

Добрый день, гости дорогие,

Жданные, званные и желанные.

Здравствуйте, молодки!

Здравствуйте, лебёдки!

Ребята, молодцы, весёлые удальцы!

Добро пожаловать! Всех привечаем, душевно встречаем!

-А встречаем Вас замечательной песней!

 2. Повторение пройденного материала.

а) звучит запись «Голоса птиц»

- Ребята, хотите узнать, о чём поют птицы?

- Тогда возьмите жёлтые карточки и отгадайте кроссворд.

 [Приложение №1] (команда, разгадавшая кроссворд, получает солнышко)

-Правильно, птицы поют о Весне! А что мы с вами делали зимой, чтобы песни птиц были такими звонкими и замечательными?

-А чем можем помочь им весной?

-Не случайно пернатые друзья так звонко поют! Они ведь встречают Весну!

 

б) Работа с учебником.

-А теперь давайте прочитаем, что говорили наши предки о встрече весны и как они её встречали.

(учебник «Окружающий мир» О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин, стр. 65)

 

в) – Мы с вами тоже готовимся к встрече весны. Уже напекли «жаворонков» и на прошлом уроке начали изучение нового раздела «Навстречу весне», совершили путешествие через волшебный лес к Весне. О каких весенних признаках говорили? Давайте повторим. (тетрадь стр. 56)

- Мы почти добрались до Весны. Но кругом, посмотрите, ещё лежит снег, ночью мороз. А значит, Зима не хочет уходить, не хочет сдаваться!

(на доске: «домик в снегу, сверху – солнышко»)

- Сможем ли мы помочь Солнцу растопить сугробы?

- Возьмите карточки синего цвета. Начинаем помогать Солнцу. Кто быстрее?

[Приложение №2]

(Дети выполняют задание «Соедините части пословиц»; каждая команда читает по одной пословице – получает «солнышко», сугроб начинает таять – на доску вокруг домика вешаются сосульки, на них буквы «П, Р, О, В, О, Д, Ы, З, И, М, Ы»)

г) Подготовка к новому материалу.

-Молодцы! Сугроб подтаял, но Зима всё равно не хочет уходить, капли капают и тут же превращаются в сосульки. Прочитайте, что на них написано!

(дети, переставляя буквы, читают: «Проводы зимы»)

Сценка «Проводы зимы»

Мальчик: Зимушка-зима! Что-то ты невесела?

 Не ласкают снежные бури?

 Что ты часто хмуришь брови?

 Здорова ли ты?

 Полно, Зимушка, печалиться.

 Ты ещё не так стара.

 Девочка (Зима) смотрится в зеркало:

 Да, не так уж я стара.

 Морщины – это ерунда!

 Ну, что ж, начнём отчёт

 О проделанной работе.

 Я всегда веду учёт.

 Я здесь уже 3 месяца царю.

 В свою вступила силу к декабрю,

 Потом сугробами всю землю замела.

 А ты, Весна, зачем сюда пришла?

Девочка (Весна):

 Довольно ты, Зима, поколдовала.

 Твоя пора сегодня миновала.

 Смотри – всё выше солнышко встаёт,

 И потому тепло сюда идёт.

 Растают быстро все твои снега,

 Травой зелёною покроются луга,

 И с юга птицы скоро прилетят,

 А на деревьях листья зашумят.

(Зима печалится)

Мальчик: Ну а пока, Зима-царица,

 Встань-ка и приободрись,

 По кругу веселей пройдись.

(звучит «Барыня». Зима танцует)

Мальчик: Русскую Зиму проводить нужно

 По-старинному весело, дружно.

 Грустить сегодня здесь не полагается,

 Итак, народный праздник начинается!

3. Новый материал.

- На Руси много народных праздников. Давайте их вспомним. Возьмите зелёные карточки.

-Каждая команда должна по опорным словам отгадать, о каком празднике идёт речь, и вписать буквы в клетки. Вешаем карточку на магнитную доску.

[Приложение №3]

(участник из каждой команды зачитывает вопрос, ответ, вешает карточку на магнитную доску; получает ещё одно «солнышко»)

- Какой же из этих праздников поможет нам проводить Зиму?

- Масленица – самый весёлый, разгульный и поистине всенародный праздник.

а) /слайд 1/

- Давайте познакомимся поближе с этим праздником. Для этого обсудим следующие вопросы:

/слайд 2/ 1) Из истории рождения праздника

 2) Значение дней праздничной недели.

 3)Основное блюдо

 4)Народные гулянья.

 5)Пир горой.

б) – Удобно ли вам, гости дорогие,

 Всем ли слышно?

 Всем ли видно?

 Припасли мы вам забавушек на всякий вкус,

 Кому правду, кому сказку, кому песенку!

 А хотите ли сказку послушать?

(мальчик рассказывает сказку об истории появления этого праздника)

 В стародавние времена Карачун едва не превратил всю землю в заснеженное царство. Кое-как с ним поладили и решили, что часть года на земле будут царить сам Карачун и Зима, его верная подруга, а затем придёт Весна. Однако, когда пришло время дать дорогу Весне, старуха Зима вдруг заупрямилась:

- Не уйду пока меня не почествуют достойными проводами. Но только так, что и сама не знаю как. Да ещё хочу, чтобы в каждом доме светило по солнышку.

 Боги призадумались. Вдруг светлая Лада радостно воскликнула:

- Я знаю, что надо сделать!

 Она обернулась птичкой-синичкой и спустилась с небес на землю.

 В назначенное время Зима отправилась на собственные проводы. И не поверила своим глазам: в каждой избе стоят на столах блюда, на которых стопками лежит что-то круглое, вкусно пахнущее.

 То были блины, печь которые научила людей Лада. И каждый блин светился как солнышко! А люди веселились, плясали, пели песни, разъезжали в нарядных санях, строили снежные городки – словом, чествовали Зиму вовсю! И называли её щедрой, хлебосольной, масляной, весёлой, честной госпожой. Старуха так удивилась, что, без спору, убралась с земли.

 Пришла Весна, но с тех самых пор люди каждый год провожают Зиму и в честь нового весеннего солнышка пекут масляные блины.

/слайд 3/

- Масленицу праздновали и празднуют не только на Руси, но и в других странах.

/слайд 4/ (заранее подготовленные учащиеся одной группы рассказывают о праздновании Масленицы в других странах)

1 ученик: Югославия. Там вас непременно посадят в свиное корыто и поволокут по деревне. А на крыше собственного дома вы можете обнаружить фигуру соломенного деда.

2 ученик: Шотландия. Здесь на Масленицу было принято печь «постные лепёшки». В сложенные вместе ладони насыпали горсть овсяной муки, затем муку крепко сжимали в ладонях и погружали в холодную воду, а полученный шар выпекали в очаге прямо в горячей золе. Выпечку блинов шотландцы считают важным актом, в котором стараются принять участие все члены семьи: один смазывает маслом сковороду, другой льёт на неё тесто, третий переворачивает блин…

3 ученик: Англия. В одном из английских городов уже много лет проводятся соревнования в беге женщин с блинами. В 11:45 раздаётся звон «блинного колокола». Каждая женщина бежит с горячей сковородой и блином. Правила соревнований предписывают, что участницы должны быть не моложе 18 лет; на каждой обязательно – фартук и косынка; во время бега нужно не менее трёх раз подбросить блин на сковородке и поймать его.

4 ученик: Дания. В школах в эти дни проводятся представления, концерты. Школьники обмениваются знаками дружбы, передают своим друзьям через знакомых шуточные письма без указания обратного адреса. Если мальчик получит такое письмо от девочки и угадает её имя, то на Пасху она подарит ему шоколад.

 

в) – В этом году Масленица отмечается с 3 по 9 марта. Празднуется целую неделю. Каждому дню Масленицы народ дал своё название.

/слайд 5/

- В понедельник – «встреча» - наряжали чучело из соломы в девичий наряд и возили по улицам. Обращались к нему ласково:

Дорогая наша гостья Масленица,

Авдотьюшка Изотьевна,

Дуня белая, Дуня румяная.

Коса длинная, триаршинная,

Платок беленький, новомодненький,

Брови чёрные, наведённые,

Шуба синяя, латки красные,

Лапти частые, головастые.

Приезжай, Масленица, на широкий двор!

г) – Вторник – «заигрыш». В этот день начинались игры и гулянья, катались на тройках, строили снежные крепости. А ещё смотрели кукольные представления, катались с ледяных горок.

Вторая группа нам расскажет об этом.

/слайды 6,7,8,9/ (дети другой группы сопровождают показ слайдов рассказом о забавах на Масленицу)

д) – Среда – «лакомка».

Круглый, а не кольцо. Горячий, а не солнце. Не пирог, а есть можно. Что это такое?

/слайд 10/

- Правильно. С этого дня пекли блины – жёлтые, круглые, горячие, как солнце. Ели русские люди и сами над собой подшучивали:

«Блин брюха не портит»

«Блин не клин, брюха не расколет»

/слайд 11/

е) – Четверг – «разгуляй-четверток». Веселье усиливалось. Днём на улице, а вечером устраивали вечеринки с песнями, частушками. Приходили ряженые. Дети обходили избы и ыпрашивали блины такими словами: (на доске) «Подайте широкой Масленице! Тётушка, не скупися, масляным кусочком поделися!»

- Давайте прочитаем хором.

- Молодцы! А сейчас сюрприз!

(в класс старшеклассница в народном костюме вносит блины со словами:

«Вы давно блинов не ели?

 Вы блиночков захотели!

 Гости, будьте же здоровы,

 Вот блины уже готовы!»,

Ставит на столы детям и гостям)

- Ну а теперь, ребятки, повеселите нас и Масленицу!

/слайд 12/

Возьмите красные карточки. Что на них написано?

- Правильно, частушки. За 2 минуты каждая команда должна подготовить выступление. Ну а мы с гостями посмотрим, у кого получится веселее и задорнее.

[Приложение №4]

(все команды получают по солнышку)

ж) – В пятницу и субботу устраивают посиделки. В эти дни ходили к родственникам в гости на блины. В городах устраивали маскарады, в театрах давали дневные спектакли.

Особенно популярным было катание по улицам в нарядных санях с бубенцами под дугой. В субботу готовились к Прощёному дню.

/слайд 13/

- Провожали Масленицу за деревней, на ближайшей горке, именно там, где и встречали Масленицу. Для этого устраивали за деревней огромный костёр. Когда горела Масленица, замечали, как идёт дым: если он поднимается столбом вверх, то это сулит урожай, а если дым стелется по земле, то это признак неурожая.

 Все затеи и веселье продолжались только до вечера Прощёного воскресенья. Как только начинали звонить к вечерне, веселье обрывалось. После вечерней службы все прощали друг другу обиды, просили прощения у родных, соседей.

4. Итог урока.

- С каким праздником познакомились?

- Вы сегодня хорошо поработали, и мне хочется вам на память подарить солнышко. Пусть оно прикоснётся к вашему сердцу и зажжёт маленький огонёк доброты. Ведь доброта, как и солнце, обладает волшебной силой. Прикоснётся солнышко к нам своими лучами – и на душе становится тепло. Пусть вокруг нас добрых людей становится ещё больше.

 А нашим гостям на счастье мы подарим «жаворонков» (дети их сделали из солёного теста на уроках ИЗО и худ. труда)

- Ну, а теперь ещё один сюрприз! Хотите увидеть Масленицу?

/слайд 15/

(учитель предлагает посмотреть в окно – там чучело Масленицы)

5. Домашнее задание.

- Найдите пословицы, поговорки, народные приметы, загадки о весне.

(каждая команда получает оранжевую карточку с домашним заданием)

 

Список литературы:

  1. Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками /авт.-сост.О.В. Ворошилова. Волгоград: Учитель, 2007.