Использование техники Артишок в продуктивной деятельности дошкольников

Хвостик Галина Николаевна

Воспитатель, АН ДОО "Алмазик" Детский сад №3 "Золотой ключик" воспитатель, Саха(Якутия) город Мирный    

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Хвостик Г.Н. Использование техники Артишок в продуктивной деятельности дошкольников // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 24.04.2024).

Заказ № 59255


 

Дорогие коллеги! Представьте, что у Вас наступили беззаботные выходные. Все домашние дела вы переделали. И от нечего делать Вы отправились в зимний лес. Вы попали в зимнюю сказку. С каким удовольствием Вы покатались на лыжах, правда упали раз десять. Как в детстве Вы с ветерком прокатились с горы на санках… А какого снеговика слепили… И с отличным настроением, весёлые вы пришли домой…

Вот с таким отличным настроением мы начнем сейчас нашу работу.

Свое выступление я бы хотела начать со слов великого педагога, психолога, Льва Выготского - «Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению»

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования появилось понятие культурных практик. Что же можно считать культурной практикой? Наталья Крылова считает, что «культурные практики представляют собой разнообразные виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта.

В работе с подготовительной группой мы решили организовать такой вариант культурных практик как Школа Дизайна.

Все мы практики и знаем, что продуктивная деятельность влияет на всестороннее развитие личности ребенка. Но стандартный набор материалов и способов передачи информации недостаточен для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал современного поколения стал намного выше. Меняется современный мир, меняются и люди, которые в нём живут и, конечно же, дети. Современные дошкольники намного способнее и любознательнее чем раньше.

Наша Школа дизайна только начинает свое действие. Носит характер увлечения и непринужденного участия детей. Она разнообразна по своей тематике и содержанию. Предполагает подгрупповую форму работы. Организовали мы школу дизайна во второй половине дня.

Нами была поставлена цель:

Сделать жизнь детей интересной и содержательной; помочь каждому ребёнку раскрыться, создать каждому все условия для реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.

Для успешного достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи:

Развивать эстетическое восприятие мира, художественное творчество детей. Привлекать детей к работе с различными материалами.

Подобрать конкретные формы продуктивной деятельности для применения в данном возрасте. Создать атмосферу способствующую раскрытию собственного «Я», «хочу-могу-сделаю». Формировать способности работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи.

Актуальность и результативность нашей работы выражается в новых подходах, которые раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получиться. Ребенок остается доволен своим результатом, а, следовательно, вовлекается в собственное творчество. С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует проявлению инициативности и самостоятельности. Детей очень привлекают нетрадиционные формы работы, используемые материалы. И чем разнообразнее материалы, тем интереснее с ними работать. У детей возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов. Ребенок начинает экспериментировать, творить.

Работая с детьми, мы отметили, что использование данной техники не утомляет дошкольников, а напротив, у них сохраняется активность, работоспособность на протяжении всего времени отведенного на выполнения задания. Дети испытывают большое удовлетворение от полученных результатов, от процесса. Об этом говорят их эмоциональные высказывания, желание использовать свои работы в выставках, дарить друзьям, родителям.

В развитии любой деятельности родители-незаменимые помощники детей и воспитателей. По данной теме мы работали в тесном контакте с родителями воспитанников, используя такие формы как, совместные мастер –классы, творческие конкурсы, выставки детских работ.

Сегодня мы будем изготавливать новогодний сувенир, используя технику Артишок. Новый год — необычный праздник. Именно о нем остаются воспоминания, именно с ним возникают ассоциации. Он пахнет, он холодный, он вызывает чувства и эмоции. Да, это любимый праздник!

А возьмем и украсим нашу елочку новым шариком, только найдем его не в дальней коробочке и не на рынке, а сделаем его сами. Техника артишок довольно интересна в своем конечном результате. Эта разновидность печворка получила своё название из-за сходства с плодами артишока. У этой техники есть и другие названия — «зубчики», «уголки», «чешуйки», «перья.  Эта техника придает объем изделию, создавая тем самым 3Д эффект. Овладев этой техникой вы можете делать подарки близким собственными руками. По большому счёту все сводится к складыванию вырезанных деталей и креплению их на основу в определенной последовательности. Занятие очень творческое, медитативное, отлично подходит коротать долгие зимние вечера.

Перед началом работы мы с детьми проговариваем технику безопасности, вспоминаем правила работы с ножницами, с острыми предметами.

Итак, что нам понадобиться - пенопластовые шары, ленты, иголки портновские (много, очень-много). Лента нарезается на кусочки 3-4 см. Каждый кусочек складывается и прикрепляется отдельно.

Итак, ищем центр шарика и крепим иголками кусочек ткани по углам.

Во время занятия я использую такие приемы как

- Показ и проговаривание действий;

- Устную инструкцию;

- Демонстрационные карты.

Далее, берем один из наших нарезанных кусочков и складываем его треугольником, вот таким образом. И с помощью двух иголочек прикрепляем к шарику, верхушкой треугольника к середине шарика. В процессе изготовления шаров рекомендую использовать правильную терминологию. Угол, сторона, центр, линия, диагональ. В этом возрасте такие понятия накапливаются в пассивном словаре, что в последующем развивает умение применять их в деятельности.

В первом ряду у нас получается 4 треугольника.

Во втором ряду треугольники крепим уже в шахматном порядке

А вот это следующий ряд: Я думаю, Вы уже поняли в чем смысл? Дальше крепим так наши треугольники до самого конца...

Стараемся складывать треугольники ровно и прикреплять их, аккуратно перекрывая, чтоб не было видно шляпок от иголок. Вот так мы благополучно подходим к концу шарика и в последнем ряду аккуратно декорируем тесьмой и делаем петельку. Можно играть с фактурой, цветом, прикрепляя треугольники, как душе угодно. Займите детей, займите себя, и веселого Вам предновогоднего ажиотажа!

И в завершении я бы хотела рассказать одну притчу: «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее мертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках».

Уважаемые коллеги, Творчество заразительно, распространяйте его!

 

Список литературы:

  1. Донская А.И. Шары в технике артишок. 2014. С. 6.
  2. Козлина А.В. Уроки ручного труда. 2012. С. 17.
  3. Мусиенко С.И. Школа волшебников. 2009. С. 21.