Конспект творческой сюжетно-ролевой игры с использованием художественного произведения Б. Житкова "На льдине" в старшей группе

Сяилева Светлана Петровна
Мартышкина Галина Ивановна
Щеканова Елена Александровна

Воспитатель, АНО ДО "Планета детства "Лада", Детский сад № 192 "Ручеёк", г. Тольятти, Самарская область
Воспитатель, АНО ДО "Планета детства "Лада", Детский сад № 192 "Ручеёк", г. Тольятти, Самарская область

Воспитатель, АНО ДО "Планета детства "Лада", Детский сад № 192 "Ручеёк", г. Тольятти, Самарская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Сяилева С.П., Мартышкина Г.И., Щеканова Е.А. Конспект творческой сюжетно-ролевой игры с использованием художественного произведения Б. Житкова "На льдине" в старшей группе // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 20.05.2018).

Заказ № 57074


 

Цель: создание условий для активной, творческой игровой деятельности.

Программное содержание:

  • Побуждать детей к играм по мотивам произведений, эмоционально откликаться на воспринимаемое, отображать в игре явления общественной жизни;
  • создавать условия для проявления ребёнком адекватной самооценки конкретных собственных достижений в игровой деятельности;
  • обеспечить ребёнку право выбора роли, игровых атрибутов, учитывая индивидуальные особенности и предпочтения детей;
  • способствовать развитию совместной со сверстниками ролевой игры, продолжать учить планировать совместную деятельность, учитывая интересы и мнение партнёра,
  • создавать развивающую предметную среду, стимулировать развитие диалогической речи, культуры общения;
  • понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней;
  • формировать интерес к профессиям на флоте;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в игре.

Оборудование:

  1. Атрибуты для игровых зон: мебель из группы, штурвал, бинокль, подзорная труба, карта, наушники, фуражка для капитана, пилотки для радиста, механика, бескозырка для штурмана, бескозырки, воротнички для моряков, для кока колпак, халат, для официанта: фартук, посуда, муляжи продуктов питания, фруктов, овощей, сувениры, фотоаппараты, компьютер, удочки, рыбки, ведерки, глобус, спасательный круг, якорь, компас, билеты, медицинский набор, халат, фартук, пульт управления, компьютер, карандаш, рация, трап, сигнальные флажки, «планшеты»- азбука Морзе, бакены: белый и красный.
  2. ТСО: магнитофон (диск с записью шума моря.
  3. Информационно-указательные вывески: корабль «Россия»; столовая «Лакомка»; «Мед. пункт»

Игровые роли и действия:

Капитан - ведёт корабль, следит за порядком на корабле, отдает команды во время плавания, даёт указания другим членам команды, объявляет об экскурсиях.

Штурман- следит за маршрутом плавания, стоит у штурвала.

Матросы – выполняют команды капитана (приводят в порядок палубу, помогают пассажирам во время посадки и т.д.)

Радист- выходит на связь с другими кораблями, с диспетчерской службой на берегу. Передаёт сводку погоды. Передаёт радиограммы. Отправляет сигнал или какое-то послание. Отправляет телеграмму домой

Врач- оказывает помощь членам команды, лечит заболевших во время плавания

Кок – осуществляет приготовление обеда.

Официант – принимает (разносит) заказы у посетителей и

Механик - следит за исправностью корабля.

Рыбаки - «прорубают» проруби (обозначают круги из ниток), берут удочки, имитируют ловлю рыбы, готовят уху.

Предварительная работа:

Рассматривание фотографий, иллюстраций, картинок с изображением различных кораблей.

Чтение рассказа Б. Житкова «На льдине»:

- разбор художественного произведения;

- выделение героев;

- обозначение сюжетной линии;

- придумывание нового продолжения сюжета со знакомыми героями;

- введение новых героев в новый сюжет.

Конструирование кораблей из разных строительных материалов и из бумаги.

Сочинение рассказов на тему: «А если бы я отправился в путешествие»

Чтение книг и рассматривание иллюстраций о речных обитателях, животных.

Совместное с родителями изготовление атрибутов для игр.

Знакомство с азбукой Морзе, флажковой азбукой, с бакенами.

Игры-путешествия по карте «Проложи маршрут», «Я хочу поехать…»

Ход игры:

- Ребята, сегодня мы с вами будем играть. Давайте посмотрим на маркеры и скажем, какие роли будут у нас в игре? Какие обязанности они выполняют?

(Дети: капитан – командир корабля, следит за порядком на корабле штурман - ведёт корабль, матросы – моют палубу, изучают военное морское дело, радист – передаёт сигналы со своего корабля на землю и другим кораблям, врач – следит за здоровьем моряков, кок - готовит еду для всего экипажа, механик - следит за исправностью корабля.)

- Во время игры вы должны помнить и четко соблюдать правила безопасного поведения. Давайте вспомним и назовем их:

- играть вместе, не ссориться

- договариваться тихо и без ссор

- слушать друг друга

- помогать друг другу

- А сейчас с помощью маркеров вы определите, кто кем будет в игре, и место, где вы будете играть. Для своего рабочего места вы можете использовать предметы, которые находятся в накопителях.

- А экипажу нужно выбрать название своему кораблю. (предлагаю детям заготовки с названиями кораблей, среди которых дети выбирают одно из названий и прикрепляют к кораблю)

(Дети после выбора ролей надевают костюмы, подбирают необходимый материал для своих игровых мест)

Капитан (подзорная труба, пульт управления, компьютер)

Штурман (карта, карандаш, бинокль, штурвал)

Радист (наушники, рация)

Кок, официант (набор посуды, продукты, фартук, колпак)

Доктор (медицинский халат + шапка, медицинский набор)

Рыбаки (удочки, ведерки, заместители для обозначения костра, рыбки, телефоны, фонарики, бинокль)

Капитан - Внимание, внимание! - Экипажу занять свои места на ледоходе. Поднять якорь! Полный вперёд!

(играет музыка «Шум моря»). Дети выполняют каждый свою роль.

Штурман - Есть поднять якорь! Есть полный вперед!

Капитан - Внимание, внимание! Экипажу проверить свое здоровье у корабельного доктора. На ледоходе работает столовая «Лакомка», кто желает, может пообедать…

Рыбаки - Итак, рыбаки, мы отправляемся на рыбалку. Приехали. Давайте ловить рыбу. («Прорубают» проруби, ловят рыбу, непринуждённо беседуют: «Ты поймал рыбу? Что с ней будешь делать?», и т. д.)

- Эй, рыбаки, уже стемнело, будем собираться домой или останемся на ночь? Погода хорошая, наловим ещё рыбы.

- Ну, хорошо, останемся на ночь. Давайте поужинаем, наловим ещё рыбы.

- Друзья, друзья, беда. Нас несёт в открытое море. Что же мы будем делать, как будем спасаться? (предложения детей: позвонить в службу спасения, сделать мачту с красной (или любой) тканью, шарфом, наблюдать в бинокль…)

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Варианты развития сюжета:

- на льдине плывёт спасательная экспедиция;

- льдина приплыла на необитаемый остров;

- в диспетчерской испортилась связь;

- встреча с китом, с белым медведем;

- сильный ураган;

- волшебное превращение льдины;

- льдина – путешественница.

Ситуация: «Приближение шторма»

Радист –Приём-приём! Капитан корабля «Улыбка» Примите очередную радиограмму:

Надвигается шторм! Вам необходимо причалить в ближайшее безопасное место, переждать шторм. Как поняли, приём!

Капитан - Радист, вас понял!

Радист –Приём-приём! Капитан корабля «Улыбка» шторм закончился, можете возвращаться на борт корабля.

Ситуация: «Пробоина на корабле»

Капитан -Механик, прием, прием! Слышите, что-то ударилось об борт нашего судна? Что бы это могло быть? А вдруг мы налетели на риф? Проверьте скорей не образовалась ли течь?

Механик -Теперь всё в порядке, мы можем отправляться дальше.

Ситуация: «Заболел капитан или…»

Диспетчер: - Внимание, внимание, радист ледохода «Россия», примите радиотелеграмму: рыбаков унесло в открытое море, срочно передайте капитану, чтобы он организовал спасение рыбаков.

Капитан - Штурман! Взять курс на спасение рыбаков!

Стоп машина! Выбросить трап! Шлюпки! Приступить спасению рыбаков! (дети «спасают» рыбаков, отводят к доктору, кормят в столовой, предлагают отдохнуть…)

Диспетчер - Внимание, внимание! Уважаемые путешественники! Скоро стемнеет нам пора возвращаться домой, в порт «Ручеек». Приглашаем всех на палубу.

Капитан - Штурман! Взять курс в порт «Ручеек». Лево руля! Полный вперёд!

Штурман -Есть лево руля! Полный вперёд!

Штурман - Товарищ, капитан, на горизонте показался порт «Ручеек».

Капитан - Стоп, машина! Сбросить якорь!

Боцман - Есть сбросить якорь!

Капитан - Выбросить трап!

Диспетчер - Спасибо всем, так весело было, мы даже не заметили, как подплыли к детскому саду. Вы сегодня отлично играли! И были прекрасными спасателями и рыбаками.

(воспитатель подводит итог игры, какой смелый и внимательный был капитан, а повар так вкусно готовил и т.д., что мы видели во время путешествия? Что вы делали пока плыли? Где побывали? Что вам понравилось в путешествии? А с какими трудностями вам пришлось сегодня столкнуться? Куда бы вы хотели отправиться в следующий раз?).