Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Нетесова Лариса Анатольевна
Примерова Татьяна Анатольевна
Третьякова Алена Алексеевна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад№242", г. Новокузнецк
Воспитатель, МБДОУ "Детский сад№242", г. Новокузнецк

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад№242", г. Новокузнецк

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Нетесова Л.А., Примерова Т.А., Третьякова А.А. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 55243


 

Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит пересесть из него просто некуда…

А. де Сент – Экзюпери

2017 год объявлен годом экологии в России, его проведение намечено в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития России, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности.

Важнейшим аспектом в решении вопроса экологической безопасности Земли является образование людей в области сохранения окружающей среды, экологического воспитания всего населения и особенно молодого подрастающего поколения. Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы, учёта многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек не властелин природы, а её часть.

Видный биолог А. Яблоков (1987) – подчёркивает, что необходим «новый уровень экологического сознания людей. На всём пути воспитания и обучения человека экологические знания должны иметь высший приоритет. Только так можно воспитать человека, способного обращаться с природой так, чтобы не превращать её в загнанную лошадь. Осознание серьёзных экологических опасностей должно нам помочь мыслить и верно действовать».

В чём сущность и специфика экологического воспитания дошкольников? Доступно ли оно дошкольникам? Чтобы ответить на поставленные вопросы, следует обратиться к понятию «экология», которое в последнее время из сугубо научного, стало общественным и даже житейским понятием, наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе, исходящего, прежде всего от разнообразной деятельности людей. Анализ понятия поможет определить сущность экологической направленности воспитания дошкольников. Экология, как даёт объяснение словарь – это раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных и растений с окружающей средой. Экологи выделяют три фактора, определяющих особенности жизни живых существ: абиотические (климат, почва, химический состав воды, воздуха); биотические: (растения, животные, микроорганизм); антропогенные: (воздействие человека на природу).

Факторы среды никогда не действуют на организм изолированно, а всегда в неразрывной связи друг с другом. Поэтому стержнем экологической науки являются различного типа зависимости, существующие в едином комплексе «природа – общество». Этот стержень становится отправным в нахождении специфики и содержания экологического воспитания детей. Практикой дошкольного воспитания выявлено: элементарные, наглядно представленные зависимости природных явлений доступны детям дошкольного возраста. Дошкольники понимают зависимость жизни растений от таких факторов, как тепло, свет, влага, хорошая почва; с интересом относятся и понимают явления приспособленности диких животных к среде обитания. При специальной организации наблюдений старшие дошкольники могут прослеживать и понимать цепочки связей между членами одного сообщества, зависимость жизни растений и животных от факторов внешней среды и влияние деятельности человека на природу. Экологическое воспитание дошкольников по своему содержанию должно быть шире, чем природоохранительная работа в детском саду. Оно должно строиться на понимании детьми зависимостей, существующих в природе, осознание влияния деятельности человека на природу. Его итогом является приемлемый для дошкольников уровень осознанного отношения ко всему живому, к природе, выраженный в положительных эмоциональных реакциях, словесном сочувствии, действенной готовности прийти на помощь растениям и животным, если они в том нуждаются. Работу по экологическому воспитанию необходимо проводить в три этапа.

1 этап:

Накопление знаний о природе, чувственного опыта детей. Большое значение на этом этапе играют наблюдения и чтение художественной литературы. На этом этапе знакомим детей с многообразием растений и животных, знакомим с внешними параметрами: характерные черты, размеры, форма, признаки, по которым они смогут в дальнейшем узнавать знакомые объекты и сравнить с новыми. Знакомство с целым рядом растений и животных подводит их к обобщению сходных особенностей (например: у всех растений есть листья, листья зелёного цвета и т. д.)

В тоже время у детей формируется первоначальное понимание специфики живого организма, его неповторимости, уникальности и хрупкости. Например, можно показать детям сложную электронную игрушку и комнатное растение и спросить, что, по мнению детей, более сложно, неповторимо. Как правило, дети называют игрушку. Да, сложный механизм. А кто сделал эту игрушку – люди. Значит, при желании и умении можно сделать такую сложную игрушку, и починить её в случае поломки. А цветок, если его поломать, можно починить? Нет!

2 этап:

На втором этапе необходимо показать детям, какие сложные связи в природе существуют. Для того, чтобы эта работа проводилась не стихийно, а в системе, необходимо проводить её на основе примера связей в биоценозе.

Взаимосвязь в биоценозе возникает на основе питания. Их называют пищевыми связями или цепями питания. В начале каждой цепи находится растения. Растения служат пищей растительноядным животным, которых в свою очередь поедают хищники. Для понимания детьми связей в биоценозе можно провести дидактическую игру «Пирамида». Воспитатель ставит на стол кубик с изображением волка. Где живёт волк? Ставит на первый кубик второй с изображением леса. Что нужно растениям, чтобы они росли? Выбираем кубики и определяем их место в пирамиде. Чем питается волк? И т. д. А теперь посмотрим, что произойдёт, если нарушить эту экосистему (выбить кубик из пирамиды). Пирамида нарушиться. Так подводим детей к выводу, что выпадение или нарушение одного из звеньев цепи может привести к гибели всю экосистему.

3 этап:

На этом этапе рассматриваем приспособляемость различных организмов к конкретному местообитанию и зависимость строения частей тела от условий жизни, питания и места обитания. А также существования в каждом биоценозе большого количества невидимых для глаза цепей питания и других взаимосвязей.

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников ведущее место следует отвести наблюдению. Каким же образом в педагогической практике детского сада через наблюдения можно осуществить экологический подход в воспитании детей. Наиболее важным являются три момента: наличие природных объектов, определение содержания наблюдений, изыскание соответствующей организации наблюдений и оптимальных форм включения в них детей. Содержание наблюдений за живыми объектами уголка природы и участка детского сада складывается из следующих моментов: рассматривание внешних особенностей строения растений и животных; наблюдения за их проявлениями (способами функционирования); знакомство с компонентами внешней среды; выявления зависимости состояния живого существа от наличия или отсутствия необходимых условий.

Во всех группах детского сада, начиная с младшего дошкольного возраста, дети знакомятся с небольшим количеством деревьев, трав, комнатных растений; учатся их различать по характерным признакам строения. Наблюдая за растениями, дети знакомятся с функциями их органов. Знание функций отдельных органов обеспечивает понимание взаимосвязанной работы живого организма в целом. Именно через функции органов дети начинают понимать зависимость состояния и жизни растения от факторов внешней среды. Содержанием наблюдений за животными являются их внешние особенности (строение), способ функционирования(поведения), компоненты среды обитания, проявления приспособительной взаимосвязи со средой, характер взаимоотношения человека с животными.

Помимо содержания для детского сада чрезвычайно важно определить организационно-методическую форму проведения наблюдения с детьми. Многолетняя практика позволила проверить эффективность циклических наблюдений. Цикл наблюдений создает прочную чувственную основу знаний, что обеспечивает успех следующего за ним занятия. Одно наблюдение должно следовать за другим без больших разрывов во времени. В этом случае содержание каждого следующего наблюдения, «наслаиваясь» на предыдущие, укрепляет (уточняет и дополняет) общую систему знаний об объекте; отдельно взятый цикл – это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретными объектами уголка природы или участка. Каждое наблюдение имеет свою цель и определенное (несхожее с другими) содержание. В комплексе все наблюдения одного цикла формируют у дошкольников разносторонние и систематизированные знания о растениях или животных.

Требования к проведению циклических наблюдений:

  1. Преобладание визуального источника знания над словесным.
  2. Охват наблюдениями всех детей; каждое конкретное наблюдение повторяется несколько раз, если оно проводится по подгруппам.
  3. Опора на биологические особенности, видовую специфику животных и растений.
  4. Использование двигательной активности детей; включение в наблюдение упражнений, действий с предметами.

Циклы наблюдений – это систематическое накапливание дошкольниками чувственных представлений о природе, непосредственно окружающих ребенка, что возможно при условии четкого определении содержания, организационно и структурно упорядоченного их проведения. Возможность формирования конкретных знаний о взаимосвязях в природе, специфике живого, о воздействии человека на него делает наблюдение важным методом экологического воспитания дошкольников.

Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. В работе по экологическому воспитанию детей широко используются разнообразные игры, как с готовыми правилами, так и творческие и подвижные игры. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отличать изменения отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать.

В процесс экологического воспитания дошкольников входят и такие виды деятельности, как экспериментирование и практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающиеся наблюдениями. «Эксперимент или опыт – особый вид наблюдений, организованный в специально созданных условиях» (А. И, Васильева). Специально организованные ситуации эксперимента (опыта) в отличие от простых наблюдений позволяют более отчётливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности предметов и явлений природы. Эксперименты (опыты) побуждают детей сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи.

Широко используется в работе по экологическому воспитанию моделирования. Модели – это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями. Демонстрация моделей помогает лучше, чем другие средства наглядности, видеть существенные признаки объекта, связи и отношения разной степени сложности, а значит, полнее осознавать явления. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляются обобщения и систематизирование знаний детей о природе. Используются предметно-схематические графические модели.

Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. Примером такой модели может служить аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре. В предметно-схематической модели связи отношения представлены в виде предметов – макетов. А примером графической модели могут служить календари погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т.д. Демонстрация моделей позволяет воспитателю научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, видеть «невидимые» связи между предметами и явлениями. Дети обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы.

Для закрепления знаний по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, можно использовать также следующие методы и приёмы:

  1. Решение ситуационных и логических задач.
  2. Практические задания.
  3. Чтение художественных произведений с последующей постановкой вопросов.
  4. Решение ребусов, кроссвордов
  5. Отражение результатов в детских рисунках.

Широко используется в педагогической практике метод проектов в экологическом воспитании дошкольников, поскольку он представляет собой соединение практической деятельности дошкольников с усвоением ими необходимых научных знаний в доступной форме.

Экологическое образование и воспитание чрезвычайно актуальная проблема современности. Ведь небрежное и жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Лишь обучив детей экологическим основам можно сказать с уверенностью, что эти дети будут поступать правильно, и за будущее планеты можно не беспокоиться.