Порсина Лариса Михайловна
Конради Евгения Андреевна
Редут Елена Сергеевна
Учитель-логопед, детский сад №12 "Колокольчик", г. Заринск, Алтайский край
Учитель-логопед, детский сад №12 "Колокольчик", г. Заринск, Алтайский край
Учитель-логопед, детский сад №12 "Колокольчик", г. Заринск, Алтайский край
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Порсина Л.М., Конради Е.А., Редут Е.С. Лэпбук как одно из эффективных средств реализации ФГОС // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 27.01.2025).
Заказ № 55667
В поисках новых эффективных форм, методов и подходов в организации педагогической деятельности, интересных и доступных для детей с ОВЗ, мы с коллегами вдохновились идеей создать подборку структурированного материала, которая бы отвечала всем современным требованиям ФГОС ДО. Коллегиально было принято решение, что ЛЭПБУК – это самая лучшая технология реализации данной идеи.
Лэпбук – это интерактивная папка, состоящая из множества разнообразных заданий, представленных неожиданно и ярко – в конвертиках, на книжках – гармошках, блокнотах и карточках.
Подборка пособий была изготовлена совместно с детьми с ОВЗ и их семьями. Такая увлекательная работа способствовала не только развитию творческого потенциала ребенка, его учебной мотивации и способностей, но и вовлечению в коррекционно – образовательный процесс всех его участников.
Лэпбук дает возможность систематизировать, объединить весь подобранный материал по определенной теме в единое функциональное пособие, которое обеспечивает поддержание длительного интереса ребенка к предлагаемым заданиям.
При изготовлении лэпбука нами учитывались такие критерии, как:
-насыщенность содержания материала;
-трансформируемость- (возможность применения в зависимости от образовательной ситуации, от интересов ребёнка);
- полифункциональность (возможность применения в разных видах деятельности);
- вариативность (возможность периодической смены, разной интерпретации речевого материала);
- преемственность (возможность использования воспитателями на познавательном занятии, экологии, на занятиях по развитию речи, а так же в индивидуальной работе по закреплению знаний ребёнка по лексической теме по заданию логопеда)
-игровая форма.
Активно внедряя в свою работу создание картотеки и использование лэпбуков по различным лексическим темам, мы сочли необходимым затронуть такие образовательные области, как: (на примере лэпбука по теме «Домашние животные»)
- Познавательное развитие (дети получают знания о домашних животных, их детенышах, жилищах и т.д.);
- Речевое развитие (формирование у детей с ОВЗ лексико – грамматических категорий);
- Социально - коммуникативное развитие (дети приобретают опыт поведения и общения со взрослыми и сверстниками);
- Художественно – эстетическое развитие (дети с помощью педагога знакомятся со стихотворениями о домашних животных, слушают о них загадки и сказки, участвуют в составлении описательных и цепных рассказов).
Ситематически применения данную технологию в своей профессиональной деятельности, мы убедились в ее эффективности, поэтому рекомендуем применять данные пособия воспитателям нашего детского сада и в других образовательных областях.
При создании лэпбука взрослые акцентировали внимание на сознательной поисковой активности детей, ведь знания дети приобретают сами в процессе собственной исследовательско – познавательной деятельности, учатся самостоятельно собирать и систематизировать информацию; кроме того, ребенок может закрепить знания по определенной теме, самостоятельно повторить пройденный материал; таким образом, с помощью лэпбука у дошкольников формируются навыки обучения.
Лэпбук можно использовать как в детском саду, так и дома, как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе; значимо и то, что он является содержательным элементом развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета.
План к теме «Домашние животные» состоит из следующих информационных блоков:
1. «Кто кем был».
Цель: Обогащение словаря за счет образования названий детенышей животных; развитие навыков словоизменения.
2. «Кто больше».
Цель: Развитие навыков словообразования; профилактика оптической дисграфии.
3. «Назови ласково».
Цель: Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов; развитие навыков словообразования.
4. «Кто за кем бегает?».
Цель: Закрепление предложно-падежных конструкций.
5. «Загадки».
Цель: Обогащение словарного запаса, развитие высших психических функций.
6. «У меня есть, у меня нет».
Цель: Образование существительных и прилагательных в родительном падеже.
7. «Один-много».
Цель: Образование множественного числа имен существительных.
8. «Собери картинку», «Найди тень», «Кто спрятался», «Четвертый лишний».
Цель: Развитие внимания, памяти, воображения.
9. «Расскажи о животном».
Цель: Составление рассказа по алгоритму.
10. «Чья голова, чье туловище, чей хвост».
Цель: Образование притяжательных прилагательных .
11. «Составь рассказ», «Кто где живет».
Цель: Развитие связной речи.
12. «Пальчиковая игра», «Раскраски».
Цель: Развитие мелкой моторики.
13. «Я вижу…».
Цель: Согласование существительных с числительными.
Результаты наблюдений показали, что дети проявляли инициативу, любознательность и самостоятельность, активно и заинтересовано взаимодействовали со сверстниками и взрослыми, проявляли интерес к участию в совместной деятельности, инициативность в решении поставленных задач. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни.