Военно-патриотическая игра в старшей разновозрастной группе на тему: "Зарница"

Акбашева Ирина Андреевна

Воспитатель, Структурное подразделение д/с "Малыш" МОБУ ООШ с. Родина, Республика Башкортостан

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Акбашева И.А. Военно-патриотическая игра в старшей разновозрастной группе на тему: "Зарница" // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 17.01.2018).

Заказ № 52992


 

Цели и задачи

  • повышение общей физической подготовки воспитанников детского дошкольного учреждения;
  • обучение дополнительным знаниям, умениям и навыкам, подготовка детей к преодолению трудностей;
  • формирование сознательного и ответственного отношения к общественной и личной безопасности;
  • воспитание товарищеской взаимопомощи и выручки;
  • воспитание патриотических и гражданских чувств у дошкольников;
  • пропаганда здорового образа жизни.

План проведения

Этапы подготовки и проведения

Место проведения

Временной отрезок

1

Торжественное построение участников / инструктаж по технике безопасности / объяснение условий проведения игры

Дорожка у центрального входа в здание д/с

10.00-10.10

2

Раздача маршрутных листов.

Старт команд.

 

Дорожка у центрального входа в здание д/с

 

10.10

 

3

Прохождение этапов участниками

На территории

10.15-11.15

4

Поиск флага

На территории

11.15-11.30

5

Закрепление знаний – разгадывание кроссворда

Баскетбольная площадка

11.30-12.00

6

Подведение итогов соревнований / награждение победителей

Дорожка у центрального входа в здание д/с

12.00-12.10

Подведение итогов

На этапах участники выполняют задания. Судья этапа оценивает активность команды, ее сплоченность, конструктивность разрешения ситуации, правильность ответов по пятибалльной системе. Также могут даваться штрафные баллы за отставание некоторых участников от команды и неорганизованность, конфликтность в группе, нарушение правил выполнения задания. Штрафные баллы составляют разность оценочным при подсчете общего результата каждой команды. После прохождения всех станций командой подсчитываются баллы.

 Время, затраченное на прохождение этапов, не учитывается. Победители награждаются призами и грамотами.

Материально - техническое обеспечение игры:

-    маршрутные листы, в которых указан порядок прохождения командами станций;

-    таблички с названиями станций: «Картограф», «Лоцман», «Переправа», «Разведчики», «Завал», «Огневой рубеж», «Минное поле», «Медицина».

-    сигнальная лента;

-    веревка диаметр 10 мм - 20 м;

-    2 веревки диаметр 10 мм - по 40 м;

-    шесты 2 штуки;

-    штормовки 2 штуки;

-    палатка;

-    призы и грамоты победителям;

-    конусы или кубы 10 штук;

-    мячи (теннисные) 10 штук.

СОДЕРЖАНИЕ ВОЕННО-СПОРТИВНОЙ ИГРЫ «ЗАРНИЦА»

Участники игры, в составе своей группы-армии проходят все заранее оборудованные этапы, расположенные на различных участках прилегающей территории детского сада в произвольном порядке. После прохождения всех этапов, командиры армий сдают свои маршрутные листы судье, который двигался вместе с командой и получают взамен карту территории детского сада, на которой обозначено место нахождения флага противника.

Количество карт и спрятанных флагов соответствует количеству групп-армий. Время, затраченное на поиск флага, учитывается отдельно.

Во время прохождения этапов участников игры сопровождает воспитатель, который оказывает детям помощь в затруднительных ситуациях.

Условия прохождения этапов участникам объясняются судьей, который двигается вместе с участниками от этапа к этапу, непосредственно перед прохождением. Судья отслеживает правильность выполнения условий прохождения этапов и ведет учет штрафных баллов, заработанных группой-армией.

Перечень этапов:

  1. «Картограф»
  2. «Лоцман»
  3. «Переправа»
  4. «Разведчики»
  5. «Завал»
  6. «Огневой рубеж»
  7. «Минное поле»
  8. «Медицина»

 Вступительное слово

Ведущий: Дорогие ребята! Как вы думаете, что такое Родина? Все мы живем в одной большой стране, которая называется Россия – это наша Родина. Родина – это ваш дом, ваши родители, ваши друзья, детский садик и любимые воспитатели, город в котором вы живете. И каждый из нас любит свою родину, но мы должны научиться ее хранить и беречь и в этом нам поможет военно-спортивная игра «Зарница». Она сделает вас сильными, ловкими, сообразительными и поможет научиться защищать нашу страну, нашу Родину.

Сегодня, на время игры, вы не группа воспитанников детского сада, сегодня вы солдаты. Сегодня вам предлагается пройти несколько сложнейших военных этапов, пройдя, которые вы сможете выполнить главную задачу, стоящую перед вашей армией и найти флаг противника.

 

ОПИСАНИЕ ЭТАПОВ

ЭТАП «КАРТОГРАФ»

Судья: Для того чтобы не заблудиться в лесу или в городе, человеку всегда нужна карта. Карта нужна и простому человеку и военным. Люди, которые рисуют карты называются картографами. При рисовании карт картографы используют геометрические фигуры. Сейчас вам предлагается стать настоящими картографами и нарисовать несколько геометрических фигур, но вместо бумаги и карандашей у вас будет веревка. Возьмите ее в руки. И «нарисуйте» круг, квадрат и треугольник.

Цель: развитие навыков межличностного взаимодействия.

Форма проведения: судья этапа предлагает участникам команды взять в руки веревку. Далее участникам команды предлагается из веревки сделать определенные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

ЭТАП «ЛОЦМАН»

Судья: Для передвижения человеку и машинам необходимы дороги, чтобы не столкнуться друг с другом. Кораблям на море тоже нужно знать, где можно безопасно плыть, не столкнувшись с подводными камнями. Для этого существует человек, прокладывающий морские пути для кораблей и его называют лоцманом. Перед вами лабиринт, через который вас проведет ваш лоцман. Встаньте друг за другом, положите руки на плечи впередиидущему и закройте глаза. Только ваш лоцман с открытыми глазами проведет вас по лабиринту.

Цель: сформировать доверие к членам группы на телесном уровне, отработать навыки согласованности действий.
Форма проведения: участникам команды предлагается встать в колонну, друг за другом, закрыть глаза всем, кроме стоящего впереди колонны. Держась друг за друга, колонна должна передвигаться по лабиринту.

ЭТАП «ПЕРЕПРАВА»

Судья: На вашем пути, ребята, новая преграда – река. Чтобы продолжить свой путь вам нужно переправиться через нее. Хорошо, что есть несколько кочек, которые помогут вам переправиться на другой берег реки. Будьте осторожны – не оступитесь!

Цель: развивать ловкость и координацию движений.

Форма проведения: На асфальте нарисованы две линии на расстоянии 0,5 м друг от друга. Расстояние между ними – это река. Задача команды – переправиться на другой берег. Передвигаться можно только по кочкам. Оцениваются точность, скорость переправы на другой берег.

ЭТАП «РАЗВЕДЧИКИ»

Судья: Часто военные прибегают к помощи специального войского подразделения, которое называется разведочным. Разведчики собирают сведения о противнике и благодаря этому во время военных действий сохраняются многие жизни солдат. Настоящие разведчики умело маскируются и остаются незамеченными противником. Сейчас и вы постарайтесь выполнить одно задания по маскировке

Цель: развитие чувства принадлежности к группе на уровне телесного контакта. Для успешного выполнения этого упражнения требуется проявить навыки сотрудничества в группе, конструктивное взаимодействие, согласованность действий.
Форма проведения: Команде предлагается поднять ноги таким образом, чтобы земли касалось только определенное количество ног. Например,7, 5,10. Причем команда сама выбирает, чьи ноги останутся на земле. Оценивается дружность группы, согласованность ее действий.

ЭТАП «ЗАВАЛ»

Судья: И вновь на вашем пути новые преграды. Представьте прямо перед собой непроходимые заросли леса и завал из лежащих на земле веток и стволов деревьев. Вам нужно как можно быстрее пройти через этот «лес».

Цель: развитие межгруппового единства, навыков работы в группе, умения принимать коллективное решение; сплочение команды.
Форма проведения: участники должны пройти через натянутые веревки. Участники команды проходят этап индивидуально.

ЭТАП «ОГНЕВОЙ РУБЕЖ»

Судья: для прохождения этого этапа вам понадобятся самые меткие стрелки, чтобы поразить цель.

Цель: развитие меткости.

Форма проведения: участники, которые предварительно выбираются для прохождения данного этапа, должны мячом попасть в баскетбольный щит, на котором закрепляется мишень с изображением танка. Участники бросают в щит, находясь на расстоянии 3 метров от него. Количество точных бросков соответствует количеству заработанных очков. Возможность поразить цель есть у каждого участника, но в зачет идут только первые десять бросков.

ЭТАП «МИННОЕ ПОЛЕ»

Судья: Сейчас мы находимся рядом с полем, которое заминировано противником. Для того, чтобы двигаться дальше, вам необходимо найти мины и обезвредить их. Хорошо, что у нас есть карта этого минного поля.

Цель: научить детей находить предметы на местности, ориентируясь по карте.

Форма проведения: участники, которые предварительно выбираются для прохождения данного этапа, должны путем сравнения рисунка карты минного поля найти «мины», спрятанные под кубами и конусами. Количество найденных «мин» соответствует количеству заработанных очков.

ЭТАП «МЕДИЦИНА»

Судья: Как вы думаете ребята, нужны ли войне врачи и санитары? Зачем? (Врачи и санитары нужны на войне, чтобы оказывать медицинскую помощь раненным людям) Давайте предположим, что один из наших солдат ранен и сейчас наши медики окажут ему медицинскую помощь, а вы ребята внимательно смотрите и запоминайте. Далее вам предстоит перенести нашего пострадавшего на носилках. На этом этапе вы сможете заработать дополнительные очки, если при переносе раненного человека будете очень аккуратны и бережны.

Цель: дать понятие о первой медицинской помощи пострадавшему, воспитать чувство сострадания.

Форма проведения: из числа участников команды выбирается один ребенок, который выступает в роли раненного солдата, врач детского сада обучает детей элементарным навыкам первой медицинской помощи. Затем дети укладывают «раненного» на носилки, сделанные из подручного материала заранее и транспортируют его по намеченному маршруту.

После прохождения всех этапов и поиска флага с участниками проводится танцевальная разминка. Танцевальные движения соответствуют тематике мероприятия. Для закрепления полученных знаний участникам мероприятия предлагается разгадать кроссворд. Кроссворд составляется из слов, которые дети узнали на предварительных занятиях и во время проведения игры.

 

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

Группа/цвет армии_______________________________________________

 

Название этапа/ участники

Количество очков/штрафов/время

1

«МЕДИЦИНА»

4 санитара + пострадавший + все дети

 

2

«ОГНЕВОЙ РУБЕЖ»

10 снайперов + все дети

 

3

 

«ЗАВАЛ»

Все дети

 

4

 

«РАЗВЕДЧИКИ»

Все дети

 

5

 

«ПЕРЕПРАВА»

Все дети

 

6

 

«ЛОЦМАН»

Все дети

 

7

 

«МИННОЕ ПОЛЕ»

5 саперов

 

8

 

«КАРТОГРАФ»

Все дети

 

9

ПОИСК ФЛАГА

Все дети

 

Всего

 

Место

 

 

ТАБЛИЦА ШТРАФОВ

 

Название этапа

Количество очков/штрафов/время

1

«МЕДИЦИНА»

 

 

Небрежное отношение к пострадавшему во время транспортировки – 5 штрафных очков

2

«ОГНЕВОЙ РУБЕЖ»

 

Каждый промах – 1 штрафное очко

3

 

«ЗАВАЛ»

 

Оценивается общее прохождение этапа всей командой от 1 до 5 баллов

4

 

«РАЗВЕДЧИКИ»

 

Оценивается общее прохождение этапа всей командой от 1 до 5 баллов

5

 

«ПЕРЕПРАВА»

 

Каждый заступ – 1 штрафное очко

6

 

«ЛОЦМАН»

 

Оценивается общее прохождение этапа всей командой от 1 до 5 баллов

7

 

«МИННОЕ ПОЛЕ»

 

Каждая найденная «мина» - 1 призовой балл

8

 

«КАРТОГРАФ»

 

Оценивается общее прохождение этапа всей командой от 1 до 5 баллов

 

Штрафное очко добавляет команде 10 секунд времени.

Призовые баллы убавляют команде 10 секунд времени.