Как научить ребенка выразительно читать стихотворение к Новому году

Крючкова Татьяна Александровна

Учитель-логопед, ГБОУ Школа №1101, г. Москва

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Крючкова Т.А. Как научить ребенка выразительно читать стихотворение к Новому году // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 25.04.2024).

Заказ № 53041


 

Скоро Новый год. В детском саду вовсю идет подготовка к утренникам. Воспитатели начали раздавать стихотворения, которые малыши должны будут прочитать в торжественной обстановке Деду Морозу и Снегурочке. Это очень ответственное и волнующее выступление! Каждый ребенок хочет как можно лучше прочитать стихотворение, но здесь его подстерегает много сложностей:

-  ведь так много глаз устремлены на него;

- он один, на сцене, около «того самого» Деда Мороза – огромного бородатого дедушки, который, в случае успеха – подарит подарок, а если забудешь текст или собьешься – то и заморозить может;

- мамы рядом нет, она где-то там, в зале;

- помочь может только воспитательница, но и она стоит вдалеке…

Вот только некоторые страхи, с которыми сталкивается ребенок перед выступлением на Новогодней елке. Как же помочь ему выучить текст, как научить выразительно читать новогоднее стихотворение, как сделать выступление успешным, повысить самооценку малышу, вселить в него уверенность в свои силы?!

Вот несколько советов:

1. Для начала – прочитайте стихотворение сами. Выполните небольшую работу с текстом. На начальном этапе подготовки лучше прорисовать прямо в тексте длительность пауз, выделить логическое ударение, особенности интонирования текста. Прорисовать, так называемую, художественную схему произведения. И здесь нам понадобиться немного теории:

Давайте вспомним, что такое логическое ударение, как в тексте обозначаются паузы, как меняется интонация в зависимости от вида сообщения.

Итак, логическое ударение – К.С. Станиславский называл его «указательным пальцем выразительной речи». Это отдельные слова и словосочетания, которые служат эмоциональными центрами повествования и вбирают в себя 90% смысловой нагрузки. Выделять их из общей массы слов нам помогают интонация, темп, паузы, сила голоса.

Интонация – бывает повествовательная, восклицательная, вопросительная, интонация перечисления.

Повествовательная интонация – ровная, без лишних эмоциональных всплесков;

Восклицательная – определяется повышением тона голоса в конце предложения;

Вопросительная – наоборот, повышением тона в начале высказывания и последующим понижением в конце;

При перечислении – тон голоса повышается, а также в обязательном порядке ставится пауза.

Паузы. Их легко определить в тексте: запятая – короткая пауза, перед ней интонация повышается;

Точка – долгая пауза – интонация понижается;

Многоточие – самая длительная пауза, которая символизирует некое душевное переживание, раздумье, волнение.

Громкость. Если в тексте речь идет о сильных эмоциях, таких, как испуг, торжество, то речь, как правило, становится более громкая; а горестные эмоции принято выражать более тихим голосом.

Темп. Торжественный момент лучше передать громко и медленно, а волнение, сильные эмоции – в быстром темпе.

Разобравшись с текстом, потренируйтесь сами прочитать стихотворение выразительно. Получилось? Теперь выступаем перед Вашим малышом.

2. Прочитайте стихотворение, пусть ребенок увидит образец, к чему ему нужно стремиться. Кстати, выразительно прочитанное стихотворение будет легче запоминать.

3. Разберите непонятные слова и выражения. Эта работа расширяет и обогащает словарный запас ребенка. Помогает вникнуть в суть произведения, чтобы чтение было не формальным, зазубренным. Лучше работать построчно. В Новогоднем стихотворении много слов – прилагательных, описывающих красоту Новогодней елки, зимнюю природу. Можно показать малышу зимние пейзажи или красочную иллюстрацию к стихотворению.

4. Теперь переходим к заучиванию. Здесь можно использовать несколько приемов:

- заучивайте стихотворение построчно или по 2 строки сразу, расставляя акцент на рифмах;

- Вы читаете стихотворение, а ребенок договаривает окончания строк,

- можно предложить малышу закрыть глазки и мысленно представить, что происходило в стихотворении;

- можно зарисовать последовательность действий в виде схематических картин;

- возьмите с собой текст стихотворения и на прогулке проговорите его, подстраиваясь под темп шагов, во время логического ударения можно делать длинный шаг или прыжок, во время пауз останавливаться;

- учите стихотворение несколько дней, проговаривайте отрывки вместе, используйте ненавязчивое подсказывание;

- проговорите стихотворение хором, помогая определиться с темпом, не забывая про паузы;

- обогатите рассказывание стихотворения мимикой и жестами, движениями головы и туловища. Это поможет лучшему пониманию текста, послужит опорой при выступлении;

- когда текст заучен, помогите ребенку овладеть выразительным прочтением стихотворения.

5. Теперь отработанное стихотворение необходимо продемонстрировать на публике. Чем больше повторений-выступлений будет, тем лучше. Выступать можно перед мамой, папой, бабушкой и дедушкой, гостями, игрушками, воспитателями и детьми в детском саду.

 

На репетициях воспитатели помогут Вашему малышу свободнее чувствовать себя в зале, смогут подсказать текст стихотворения, но им сложно заменить домашнюю работу родителей. Ведь для ребенка самое бесценное – это время, проведенное вместе с мамой и папой, совместная подготовка к утреннику, творческая работа по созданию художественной выразительности текста, заинтересованность и сопереживание на пути к успеху. Все это важнейшие компоненты, казалось бы, самого простого задания – выучить стихотворение к Новому году. 

Удачи!