Реализация индивидуального подхода на начальной ступени иноязычного образования

Ищук Екатерина Васильевна

Заведующий кафедрой начального иноязычного образования, преподаватель, ЧУ ДПО ЦГО "Лингва", Сургут, ХМАО-Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Ищук Е.В. Реализация индивидуального подхода на начальной ступени иноязычного образования // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 17.01.2018).

Заказ № 52459


 

Аннотация: данная статья посвящена проблеме индивидуального подхода в иноязычном образовании. В ней описывается опыт преподавателей Центра гуманитарного образования «Лингва» в реализации данного подхода и предлагается технология.

Ключевые слова: индивидуальный подход, приемы индивидуализации, методическая характеристика класса, планируемый результат.

 

Как известно, начальная ступень закладывает фундамент иноязычного образования. Его цель не может быть достигнута, если у обучающегося нет личностного смысла. Приобретает этот смысл человек только через собственное «Я»: через свои личные интересы, желания, способности, склонности, учитывая которые преподаватель сможет помочь обучающемуся достичь желаемого результата. Для этого в Центре гуманитарного образования «Лингва» каждому студенту предоставляется выбор краткосрочного курса, который способствует развитию той или иной способности, при этом учитываются личностные качества ребенка.

Ниже приводим таблицу, в которой указаны: слева – потребности учащегося, справа – названия курсов, которые отвечают его потребностям.

 

Таблица

Часто ребенок сам не знает, что ему необходимо. И тогда на помощь приходит учитель. Как же понять, какие именно интересы, желания, способности, склонности есть у того или иного обучающегося? Чтобы ответить на данный вопрос, мы используем разработанную нами технологию, в которую входят многие приемы. Покажем некоторые из них.

Ежегодно в конце августа - начале сентября Центр «Лингва» встречает своих студентов: проводит «Встречи после лета». На этих «Встречах» преподаватели знакомятся с ребятами и их родителями, чтобы узнать, чем именно увлекается тот или иной ребенок, проводят диагностику, чтобы определить способности к языку, после чего составляют индивидуальный план работы с каждым студентом: заполняют МХК (методическая характеристика класса). Для чего?

Во-первых, зная, чем студент любит заниматься в свободное от учебы время, преподаватель на занятиях учитывает это в целях индивидуализации учебного процесса: предлагает задания с учетом тех или иных интересов. Кроме этого, знание индивидуальных особенностей ребят позволяет предвидеть возникновение возможных конфликтных ситуаций на уроке, например, в случае несовпадения самооценки школьника с оценкой его ответа учителем.

Во-вторых, немаловажная роль отводится диагностике способностей к иностранному языку. Что это такое? С помощью специально разработанных тестов можно определить, какие способности уже развиты у человека, а какие - нет. Что будет даваться легко, а на что нужно будет дополнительно обратить внимание, чтобы результаты были самыми хорошими. Диагностика проводится на языке, которым учащийся не владеет. Например, если он изучает английский, тест проводится с использованием немецкого языка. Благодаря диагностике преподаватель понимает, насколько развиты способности у каждого ребенка.

Уровни способностей определяются следующим образом:

Если результат диагностики по определению уровня способностей составляет:

  • 40 %, то это значит, что способности развиты слабо;
  • 41-65%, - уровень развития способностей средний;
  • 66 -75% - уровень развития способностей хороший;
  • 76-85% - уровень развития способностей очень хороший;
  • 86% и выше - лингвистически-одаренный учащийся.

Путем сложения показателей по всем способностям выявляется общий уровень способностей к овладению иностранным языком.

Обладая данной информацией, мы это называем МХК (методическая характеристика класса), преподаватель использует приемы индивидуализации на занятиях, а также рекомендует посещать те или иные занятия, помимо основного курса, где учащийся сможет проявить себя, увидеть смысл своей деятельности и, конечно же, развивать те способности, которые у него развиты недостаточно.

В-третьих, несомненно, важна роль родителя. Именно он помогает своему ребенку быть успешным. Похвалите своего ребенка! Пожелайте ему хорошего дня! Обнимите его! Скажите ему, что Вы им гордитесь! И Вы сразу заметите блеск в глазах ребенка и стремление стать лучше.

На примере Олега И. хочу вам показать, как работает данная технология. Олег пришел к нам в возрасте 7 лет на программу «5 шагов к успеху 1-й год». На встрече с учителем была определена проблема, которая будет мешать достижению желаемого результата – плохая память. Важный аргумент: именно память помогает нам запоминать новые слова, новые буквосочетания, правильное чтение и правописание слов и т.д., и, используя определенные приемы, ее можно улучшить.

Для этого вместе с родителем на встрече учитель составляет индивидуальный план работы с Олегом на весь учебный год, планирует промежуточные встречи с родителями, чтобы отслеживать прогресс и понять включенность и ответственность учителя и родителя:

  1. Что будет делать учитель? На занятиях проявлять индивидуальный подход: постоянно использовать специально разработанные карточки и упражнения, которые помогут Олегу быть успешным в группе.
  2. Что будет делать родитель? Поддерживать сына, хвалить за маленькие достижения, прислушиваться к рекомендациям учителя и выполнять их, приводить регулярно на краткосрочные курсы, которые помогут развивать способность к запоминанию. Например, «Говори красиво и правильно!» или «Играем и поем на английском». Через игровые приемы эти курсы развивают способности к запоминанию и произношению новых слов.

Благодаря слаженной работе учителя и родителя Олег сейчас успешно учится по программе «5 шагов к успеху 2-й год». Однако, все могло сложиться иначе, если бы это было не замечено сразу… У данного ребенка, наверняка, были бы сложности в школе не только в овладении английским языком, но и по другим предметам.

Итак, наша деятельность в течение двух лет показала, что те студенты и родители, которые изначально знают, какие трудности могут возникнуть у них в процессе получения образования на английском языке, и прилагают дополнительные усилия, чтобы преодолеть эти трудности: активно работают с преподавателем, посещают краткосрочные курсы, - достигают желаемого результата быстрее, чем те, кто не хочет использовать уникальный шанс и дополнительно развивать свои способности, изначально понимая, что трудности именно там.

Замечу, что развитие этих способностей скажется впоследствии на любой деятельности, которой займется человек.

 

Литература:

  1. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. Ростов н/Д: Феникс; М: Глосса-Пресс, 2010.