Работа над развитием речи учащихся на уроках окружающего мира

Киселева Светлана Александровна

Учитель начальных классов, МОУ Старомайнская средняя школа № 2, Ульяновская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Киселева С.А. Работа над развитием речи учащихся на уроках окружающего мира // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 25.04.2024).

Заказ № 48466


 

Актуальность.

Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевая богатствами языка. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный возраст.

Развитие речи ребенка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства.

Первое условие речевого развития учащихся – это потребность общения или коммуникация. Детям нужно давать образцы речи или создавать речевую среду. Это второе условие развитие речи учащихся.

Овладение речью это способ познания действительности. Некоторые очень важные стороны языка находятся в ведение школы.

Это, во-первых, усвоение литературного языка, подчиненного норме, умение отличать литературный язык от не литературного. Необходима система обогащения и развития речи детей, нужна планомерная работа, четко и определенно дозирующая материал- словарь, синтаксические конструкции, виды речи, умения по составлению связанного текста.

Во-вторых, в школе учащиеся овладевают чтением и письмом.

Третья область работы школы по развитию речи-–это доведение речевых умений до определенного минимума, ниже которого не должен остаться ни один учащийся, это совершенствование речи, повышение ее культуры, всех ее выразительных возможностей.

Вопрос о необходимости обучения связанной речи в определенной системе не нов. Еще К.Д. Ушинский в 70-е годы 19века, говоря о систематичности в проведении упражнений, развивающих дар слова, писал: «Упражнение дара слова…. Должно идти систематически. Всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираясь на них и делать шаг вперед.»

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника- средством успешного обучения в школе.

Исходя из этого я сформулировала для себя такую проблему «Каковы пути и педагогические условия эффективности организации системы воспитательной работы, развитие речи и общей культуры общения на уроках окружающего мира.»

В настоящее время в начальной школе действуют разнообразные программы курсов.

Я работаю по программе «Планета знаний»

 

Известный методист по развитию речи младших школьников М.Р.Львов обобщил существующие направления работы над развитием речи, вычленив 5уровней:

  1. Произносительный (дикция, орфоэпия, интонация, выразительность)
  2. Словарный (обогащение словаря, усвоение новых слов и значений. Активизация словаря.)
  3.  Морфологический (образование слов, употребление частей речи и т.д.)
  4.  Синтаксический (образование и употребление словосочетаний и предложений разных типов.)
  5.  Уровень текста (анализ текстов, изложений, сочинений, повествование, описание, рассуждение).

Исходя из этих 5 уровней, предложенных Львовым я и создавала систему работы по развитию речи в своем классе.

Цель моей работы заключалась в построение такой системы работы на уроках окружающего мира, которая способствовала бы развитию мышления младших школьников, выработке у них умения выразить в речи обосновано, последовательно, достаточно полно свои мысли по поводу увиденного, услышанного, прочитанного.

Одним из распространенных видов связанной речи на уроках окружающего мира является пересказ. Пересказыванию детей надо обучать систематично и организованно.

Готовя ребят к пересказу, я стремлюсь предупредить возможные недостатки:

 - неумение начать;

 - подробное, точное воспроизведение первых частей и искажение заключительных;

 -- резкое обеднение языка.

Время от времени практиковали пересказ прослушанного, а не только прочитанного текста.

В большинстве случаев пересказ мы специально подготавливали, для чего использовали следующие приемы:

- предупреждение учащихся о том, что пересказ следует пересказывать подробно, близко к тексту (или сжато);

- беседа и анализ содержания, различные виды работ над языком, выделение тех слов, оборотов речи и целых предложений, которые нужно использовать в пересказе;

- составление плана текста, предназначенного для пересказа;

- пересказ фрагментов текста: предварительный (черновой) пересказ, разбор его недостатков и достоинств;

- если возможно обращение к аналогичным случаям из жизни, связывание прочитанного с собственным опытом учащихся.

Работая над такими единицами речи, как развернутый устный ответ учащихся, сочинение, изложение и т.д. Я применяла следующие виды упражнений:

- анализ прочитанных произведений;

- записи наблюдений, ведение дневников природы и погоды;

- устный пересказ прочитанного;

- устный рассказ по заданной теме, картине, плану;

- чтение наизусть художественных текстов;

- письменные изложения;

- перестройка заданных текстов,

- письменные сочинения,

- отзывы о прочитанном и увиденном;

- различные виды драматизации.

Все это разнообразие дается учащимся почти без теории, практическими способами. Развивать связанную речь школьников – это значит прививать ряд конкретных умений. Школьники овладевают следующими умениями:

  1. Умение понять тему, вдуматься в нее, осмыслить ее границы, раскрыть ее с относительной полнотой, Подготовка к пониманию темы проводится при пересказе, в изложение, при анализе образцов, а самостоятельное раскрытие темы осуществляется в сочинении.
  2. Умение подчинить свое сочинение основной мысли. Детские работы всегда несут в себе определенную мысль: это радостное восприятие прекрасных картин природы, уважение к труду и т.п.
  3. Умение собирать материал для рассказа, сочинения или другого связанного текста. Необходимо отбирать то, что существенно для раскрытия темы. Сбор материала иногда продолжается длительное время.
  4. Умение систематезировать материал, располагать его в нужной последовательности. Школьники сами решают, о чем надо сказать сначала, о чем после.
  5. Умение составить план предстоящего связанного текста и писать, придерживаясь этого плана.
  6. Умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания. Необходимость иметь достаточный запас лексики, синтаксических умений. Этому служат системы упражнений со словом, словосочетанием и предложением, а также усвоение образцовых текстов.
  7. Умение составлять устный или письменный текст. Важно научить детей работать над текстом быстро, укладываться в сроки, отведенные на рассказ, изложение, сочинение.

Школьники овладевают умениями последовательно продвигаться от простейшего к более сложному, устанавливая связи между ними. Планировать развитие речи учащихся следует на длительный срок, не менее чем на год. При этом предусматриваются различные виды упражнений, различные темы, формирование различных умений. Очень важно определить примерное соотношение видов упражнений.

Формирование понятий.

Одной из важнейших задач умственного развития учащихся- это формирование понятий.

Понятия бывают родовые (более общие) и видовые (менее общие): дерево и сосна. Школьники упражняются в переводе видовых понятий в родовые.

Специальные упражнения в обобщении проводили в основном в 1 и 2 классах:

  1.  Как можно назвать одним словом эти предметы?
  2. Выделение конфликтных предметов. Какой предмет лишний?
  3. Составление связного рассказа в результате выполнения упражнений первых двух типов.

Связная речь с точки зрения логики складывается из суждений и умозаключений, которые оформляются как предложения. Для развития мышления учащихся важно, чтобы они научились делать умозаключения.

Умозаключение- это способ опосредованного познания действительности. Так из суждения «Надвигается туча» извлекается мысль: «Сейчас хлынет дождь».

Систематическая тренировка учащихся в связывании суждений в словесном выражении причинно-следственных зависимостей повышает культуру связной речи учащихся, делает их речь строже, доказательнее, последовательнее, или, как говорят иногда логичнее.

Для этого я использую следующие упражнения:

  1. Упражнения для установления временной последовательности и причинно-следственных зависимостей даю на материале наблюдений и изучения природы.

К.Д.Ушинский писал, что логика природы самая доступная для младших школьников.

Материалом для кратких рассказов могут служить наблюдения за прорастание семян гороха, за первыми признаками наступления весны, рассвета или наступлением сумерек и т.п.

  1. Составление плана экскурсии, плана наблюдений — все это интересные и высокоэффективные упражнения, вырабатывающие последовательность, стройность мышления и речи школьников.
  2. Установление последовательности в серии сюжетных картинок.
  3. Вопрос «Почему?». Приучить детей задавать вопросы друг другу (а также учителю) в связи с прочитанным, по наблюдениям- это создать атмосферу успешного мыслительного развития учащихся

Важнейшим источником материала для речевых упражнений является сама жизнь- все то, что окружает детей, их собственный опыт. А в опыте школьников особенна ценна его целенаправленная, организованная школой часть- наблюдения. Материал, собранный в наблюдениях, служит для устных рассказов и письменных сочинений.

Разрабатывая речевые упражнения, я ориентировалась на определенные формы умственной работы, на анализ и синтез, индукцию и дедукцию, на выделение признаков, особенно существенных, на обобщение, на решение мыслительных задач, на выделение причинно-следственных связей, на сравнение и противопоставление.

 Наблюдения проводились систематически и на самом разнообразном материале: на наблюдение за явления природы, причем не только в наблюдение (слушание) пение птиц, речь людей, наблюдение (чувствовать, обонять) за запахами цветов, ароматом леса осенью, различение цветов и указывание их оттенков, наблюдение за языком- замечать и выделять особенности его форм и значений.

Для облегчения наблюдения, выделения признаков и составления описания давались ориентиры, точки опоры, предлагалась указать признаки предметов, отражающие размеры, цвет, форму, вес.

Приведу несколько образцов упражнений на выделение признаков для устного и письменного выполнения:

  1. Что можно сказать об арбузе по форме, цвету, по вкусу?
  2. Укажите признаки солнца, луны, звезды, электролампочки. Назовите их общий признак.
  3. Укажите предметы, про которые можно сказать одновременно: мягкий, теплый, пушистый; высокий, стройный. красивый.
  4. Про кого (или про что) можно сказать: высокий – низкий, белый – черный, сладкий- горький.
  5. Назовите общие признаки весны и осени, вороны и скворца. Назовите признаки, по которым они отличаются.

При составлении заданий на сравнение я учитывала несколько требований:

  • Сравнивать можно только такие предметы и явления, между которыми действительно есть что-то общее, т.е. соотносимые предметы и явления, так нецелесообразно сравнивать трактор с деревом, стол с собакой.
  • Сравнение должно быть целенаправленным: например, волка и собаку можно сравнивать не только по внешним признакам, но и по характеру, по приносимой пользе или вреду.
  • Операция сравнения должна завершаться выводом, итогом.

Наблюдения, сравнения предметов и другие упражнения, непосредственно направленные на развития мышления учащихся, выполняют также языковые функции: они связываются с изучаемыми грамматическими темами, активизируют словарь. Такие связи особенно полезны, т.к. они обеспечивают мотивацию: наблюдая, сравнивая, выполняя другие действия школьники испытывают потребность в знаниях языка, в построение речевых высказываний. Поэтому эффективность подобных работ всегда высока, а познавательная активность детей развивается интенсивнее.

Экскурсии.

С огромным интересом дети читают живую книгу родной природы. Экскурсия в природу- одна из наиболее благодатных форм работы развития у младших школьников пытливости ума, любознательности, творческого воображения. У них возникает потребность делиться своими впечатлениями, поэтому такая экскурсия является прекрасным средством речевого развития детей.

Экскурсия в природу с целью речевого развития младших школьников в отличие от природоведческой имеет свои специфические особенности. М.А. Рыбникова так определяла основную задачу такой экскурсии: «Экскурсия учит искусству видеть и истолковывать виденное через организованную передачу впечатлений.»

Экскурсия предусматривает подготовку к ней не только учителя, но и учащихся. Подготовка имеет форму как коллективной, так и индивидуальной работы. Подготовка проводится с помощью анализа картин, кинофильмов, диафильмов на тему аналогичной данной экскурсии. Индивидуальные задания направлены на подбор иллюстративного материала (литературного и живописного, а также фотографий). Учащимся предлагались стихи, проза, загадки, пословицы (в 3 и 4 классах дети подбирают их самостоятельно по заданию учителя). Подобранные материалы заучивались детьми наизусть и потом использовались в процессе экскурсии. Репродукции картин, фотографии использовали при подведении итогов (оформление иллюстративных классных календарей, альбомов, сочинений).

Проведение самой экскурсии также предусматривало самостоятельную работу детей, которая принимала форму зарисовок, записей, сборов природных материалов.

Таким образом, в основе такой экскурсии лежат активные наблюдения, результатом которых является создание зрительных и словесных образов, и задача учителя состоит в том, чтобы научить детей видеть, слышать, ощущать.

Учитывая возрастные особенности младших школьников, в процессе такой экскурсии я организовывала различные дидактические игры, сущность которых сводилась к решению основных задач экскурсии. Например, в осенней экскурсии мы проводили игру «Что и как видишь?» (в основе игры лежит точное описание предмета без его названия), которая по форме напоминает загадку, поданную в прозаической форме. Одни учащиеся называли признаки одного из наблюдаемых предметов, сравнивали его с другими, похожими на него предметами, остальные дети отгадывали предмет. Двусторонняя связь в этой игре обеспечивает интерес к ней всех учащихся: и тех, кто загадывает, и тех, кто отгадывает.

Для того, чтобы активизировать в процессе наблюдения не только зрительные, но и слуховые восприятия, мы проводили игру «Что и как слышишь?» Игра проводится следующим образом: я организовываю минутку тишины, дети внимательно вслушиваются в различные звуки, а затем рассказывают о том, кто что услышал. Проведение дидактических игр стимулирует высказывания детей о наблюдаемых объектах, учит точности речи при передаче слуховых и зрительных восприятий.

В основе всех видов работ, связанных с наблюдениями на экскурсии, лежит активная речевая практика.

 

Вывод.

В течение 4 лет проводилась в моем классе такая планомерная работа по развитию речи учащихся. В конце 4 класса мною был составлен и проведен тест смыслового восприятии речи, целью которого было определения уровня сформированности у ребенка речевых навыков: лексико-грамматического строя речи, морфологических, синтаксических обобщений, объема слов, опираясь на уровни, предложенные М.Р. Львовым. Тест состоял из 7 заданий:

1 и 2 задания были направлены на выявления сформированности словарного уровня.

3 и 5 – сформированность синтаксических и морфологических уровней.

4 и 6 – уровень текста.

7-произносительный.

Этот тест я провела в своем классе и в параллельном, где такая система работы по развитию речи учащихся не велась. Результаты были следующими:

4 а класс (мой класс)- В классе 19 человек

Высокий уровень 7 человек

Выше-среднего 8 человек

Средний уровень 5 человек

Низкий уровень нет

4 б класс. В классе 20 человек.

Высокий уровень 4 человека

Выше-среднего 6 человек

Средний уровень 6 человек

Низкий уровень 4 человека.

Исходя из этого можно сделать следующий вывод: если на уроках окружающего мира формировать природоведческие понятия, проводить систематические наблюдения, сравнения, экскурсии, учить ребят делать умозаключения. Проводить это все систематически и целенапраленно, то речь учащихся будет развиваться успешно.

 

Литература.

  1. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся [Текст] / Т.А. Ладыженская. – М.: Педагогика, 1974. – 256 с.
  2. Прищепова, И.В. Речевое развитие младших школьников [Текст] / И.В. Прищепова. - М.: КАРО, 2010. -160 с.
  3. Амбражевич, Я. Е. Сообщения учащихся на уроках по предмету «окружающий мир» [Текст] / Я. Е. Амбражевич // Начальная школа. - 2011. - № 1. - С. 89-93.
  4. Харитонова, О. Ю. Развитие речи учащихся как одна из актуальных проблем современного образования [Текст] / О.Ю. Харитонова // Образование в современной школе. - 2015. - № 6. - С. 14-16.