Формирование фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через игровую деятельность

Мыскова Светлана Владимировна
Яковец Наталья Николаевна

Учитель-логопед, МБУ детский сад № 104 "СОЛОВУШКА", г.о.Тольятти, Самарская область
Учитель-логопед, МБУ детский сад № 104 "СОЛОВУШКА", г.о.Тольятти, Самарская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Мыскова С.В., Яковец Н.Н. Формирование фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через игровую деятельность // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 24.04.2024).

Заказ № 47413


Одна из важнейших задач в общей систем обучения ребенка родному языку в ДУ, в семье - формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи.

Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.

Теория и практика логопедической работы, убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико­грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетания звуков, слогов, слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

Доктор наук, профессор Левина Р. Е., стоявшая у истоков отечественной логопедии, писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов».

Таким речевым образованием, ключевым моментом в системе коррекции речевых нарушений являются фонематическое восприятие и звуковой анализ.

В своей работе мы определили для себя цель: повысить уровень сформированности фонематического слуха у детей с ОНР старшего дошкольного возраста по средствам реализации игровой технологии в разных видах деятельности.

Задачи:

  • Провести анализ задач по развитию фонематического слуха в рамках образовательной области «Речевое развитие» и содержанию коррекционной работы для детей с ОНР в рамках ФГОС ДО.
  • Отобрать и систематизировать картотеку игр и упражнений, способствующих развитию фонематического слуха у детей с ОНР, которые могут быть использованы в разных видах деятельности.
  • Разработать совместное планирование специалистов, работающих с детьми с ОНР по совершенствованию фонематического слуха в разных видах деятельности.
  • Разработать рекомендации родителям по формированию фонематического слуха.
  • Внедрение перспективного плана мероприятий в коллектив педагогов в процессе организации детских видов деятельности.
  • Выявить динамику формирования фонематического слуха у детей с ОНР после реализации проекта.

Ожидаемые результаты

Для детей

Повышение качества сформированности фонематического слуха у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.

Для профессионального сообщества

Создание комплексной эффективной системы планирования, способствующей успешной работе всех специалистов, направленной на развитие фонематического слуха у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.

Для ближайшего окружения (родителей)

Повышение компетентности родителей в вопросе развития фонематического слуха у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.

Этапы реализации

1 этап

Аналитический

  1. Формирование задач по развитию фонематического слуха у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
  2. Изучить методическую литературу по данной теме в рамках ФГОС ДО.
  3. Отобрать игровые технологии, планируемые для использования в различных видах деятельности.
  4. Систематизировать подобранный материал по усложнению.

2 этап

Базовый

  1. Разработка планов совместных мероприятий с воспитателями, работающими с детьми с ОНР.
  2. Разработка планов совместных мероприятий с музыкальным руководителем, работающим с детьми с ОНР.
  3. Разработка планов совместных мероприятий с инструктором по физвоспитанию, работающим с детьми с ОНР.
  4. Разработка рекомендаций для родителей детей с ОНР по формированию фонематического слуха.
  5. Разработать и провести мастер-класс с использованием игровых технологий, для специалистов, работающих с детьми с ОНР.
  6. Внедрение   совместного планирования в процессе организации детских видах деятельности.
  7. Разработать и провести для родителей детей с ОНР открытую НОД «Использование игровых технологий для развития и совершенствования фонематического слуха у детей с ОНР старшего дошкольного возраста».

3 этап

Коррекционный

  1. Выделение факторов, затрудняющих реализацию преобразования проф. деятельности. (Отсутствие методических рекомендаций по осуществлению планирования в соответствии с ФГОС ДО. Недостаточно высокая активность родителей).

4 этап

Итоговый

  1. Внедрение перспективного плана мероприятий в коллектив педагогов в процессе организации детских видов деятельности.
  2. Выявление динамики формирования фонематического слуха у детей с ОНР после реализации проекта по средствам мониторинга.

 

Механизмы реализации

  1. ФГОС ДО — федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).
  2. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 104 «Соловушка» городского округа Тольятти/
  3. Оказание методической помощи.
  4. Сеть Интернета.
  5. Библиотека.
  6. Использование игровых технологий.
  7. Интеграция коррекционной работы в другие образовательные области.

 

План мероприятий


Перспективы развития:

  1. Представление накопленного опыта по развитию фонематического слуха у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
  2. Интеграция коррекционной работы в другие образовательные области.
  3. Разработка рекомендаций для родителей детей общеобразовательных групп по развитию фонематического слуха.
  4. Систематизировать подобранный материал внутри музыкально-художественной и двигательной деятельности.

 

Список литературы

  1. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. СПб.: Детство-пресс, 2001.
  2. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., 1997.
  3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
  4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.
  5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.
  6. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963.
  7. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985.
  8. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., 2002.
  9. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. М.: Секачев В.Ю., 2000.
  10. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб. 2001.
  11. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб. 1997.
  12. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. СПб. 1999.
  13. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб. 1998.
  14. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. М., 2000.
  15. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М., 1991.
  16. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 2001.
  17. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. Дубровиной И.В. М., 1999.