Музыкальная гостиная "Поёт зима, аукает" (музыкальная беседа)

Сабитова Наталья Алексеевна
Нургожанова Ардак Абакановна

Музыкальный руководитель, КГКП "Детский сад-ясли №7 "Радуга", г. Усть-Каменогорск, Казахстан
Музыкальный руководитель, КГКП "Детский сад-ясли №7 "Радуга", г. Усть-Каменогорск, Казахстан

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Сабитова Н.А., Нургожанова А.А. Музыкальная гостиная "Поёт зима, аукает" (музыкальная беседа) // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 27.04.2024).

Заказ № 46671


Задачи:

Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе через изобразительное искусство, музыку, поэзию.

Учить детей различать оттенки настроений, смену характера музыки в произведениях, имеющие близкие названия.

Знакомить с пейзажной живописью, вызывать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. Развивать умение давать эстетические оценки, соотносить по настроению образы живописи, музыки и поэзии. Обогащать словарь детей эпитетами синонимического ряда.

Использованы методы и технологии: словесный метод, практический, наглядный метод, проблемно-поисковый, ИКТ.

Дети останавливаются около дверей музыкального зала.

Муз. рук: (тихим голосом) Здравствуйте, ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы не можем просто так зайти в нашу гостиную. Она заколдована.

Приглашу я вас не в лес, полный сказок и чудес

Приглашу в любимый зал, где художник побывал.

Но художник не простой, он в одежде снеговой.

В волосах искрятся льдинки, а одежда вся – снежинки

По земле шагает смело, сразу все вдруг побелело.

Приходила в зал сама к нам волшебница… ЗИМА.

- Да, в нашей гостиной побывала сама Зима. Давайте приоткроем дверь и прислушаемся, радостно ли встречает нас зима? (дети слушают фрагмент «Зима» Вивальди 1 часть.)

…Нет. Музыка зимы какая? Я буду говорить вам слова, а вы повторяйте те слова, которые подходят к музыке, которую мы услышали. Веселая, тревожная, радостная, пугающая, забавная, настороженная. Правильно, музыка тревожная, пугающая, настороженная. (педагог предлагает детям выбрать прилагательные, характеризующие услышанную музыку. Дети называют подходящие к музыкальному фрагменту слова, проговаривают их. Заходят в зал, садятся на стульчики. Музыка продолжает звучать в зале.)

- Давайте мы тихонько зайдем в гостиную , и попробуем во всем разобраться.

- От музыки зимы так холодно здесь, неуютно. Действительно, будто все заколдованно вокруг, правда? Можем ли мы нарисовать эту музыку с помощью движений, сидя не стульчиках? Давайте попробуем. (проводится психогимнастика: дети с помощью пластики, мимики, жестов, эмоций изображают музыку. Дети отвечают на вопросы.) Молодцы! Что нарисовала нам зима? Какое небо? Снежное, с тучами. Правильно. На улицу хочется выйти под такую музыку? Нет. Музыка рисует метель, вьюгу, холодный снег. (Педагог включает видеоряд с музыкой Вивальди «Зима» и читает стихотворение под звучащую музыку. Дети смотрят и под музыку слушают стихотворение).

Поет зима – аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою плывут в страну далекую седые облака.

А по двору метелица ковром шелковым стелется, но больно холодна.

Воробышки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна.

Озябли пташки малые, голодные, усталые, и жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешенным стучит по ставням свешенным и злится все сильней.

И дремлют пташки нежные под эти вихри снежные у мерзлого окна.

И снится им прекрасная, в улыбках солнца ясная красавица весна. (С. Есенин)

- Такую холодную, ненастную зиму своей музыкой нам нарисовал композитор Антонио Вивальди. (Педагог показывает портрет композитора А. Вивальди. читает стихотворение. Дети смотрят и слушают)

- Сам композитор написал такое стихотворение к своей музыке:

Закоченев над свежими снегами,

Под резким ветром, дующим в дуду,

Бежать, притопывая сапогами,

И ежась, и дрожа на холоду.

(Для лучшего запоминания слов, педагог предлагает детям проговорить слова и «положить» в музыкальную шкатулку).

- Давайте достанем наши замерзшие музыкальные шкатулочки в ладошках, откроем их, и «положим» в них слова, которые подходят для этой музыки: темная, метельная, тревожная, пугающая, настороженная, холодная. Спрячьте свои шкатулочки. Можем ли мы расколдовать нашу музыкальную гостиную, сделать ее снова приветливой, спокойной? Что для этого нужно? Давайте подумаем. Когда мы вошли сюда, нас встретила тревожная, громкая музыка. Подберите для этой музыки цветовые картинки.

(Педагог предлагает детям найти способ «расколдовать» музыкальную гостиную при помощи цветных картинок. Дети выходят на середину комнаты, сначала выбирают картинки с темными холодными тонами.)

- А чтобы все изменить, какая музыка нам нужна? Правильно, спокойная, тихая, радостная. Выберите цветовые картинки для хорошего и спокойного настроения (дети выбирают светлые и яркие цвета).

- Молодцы, вы расколдовали нашу гостиную. Послушайте музыку, которая тоже называется «Зима», композитора П.И. Чайковского (педагог показывает портрет П.И. Чайковского. Звучит фрагмент из альбома «Времена года» «Зима» «Декабрь»).

- Какое настроение у вас сейчас? Спокойное. Вы заметили, что эту музыку исполнил один музыкальный инструмент? Какой? Правильно, фортепиано. Что нарисовал своей музыкой композитор П.И.Чайковский? Снежный пейзаж, спокойные заснеженные поля, деревья, белые сугробы. Значит, зима не всегда бывает суровой и метельной? Достанем свои шкатулочки и «положим» в них новые слова (дети называют слова): спокойная, красивая, неторопливая, светлая. Закройте и спрячьте свои шкатулки. Как вы думаете, к этой музыке подойдет стихотворение Сергея Есенина, которое я вам прочитала? Нет. А это стихотворение? (дети отвечают на вопросы, педагог читает стихотворение А.С. Пушкина)

Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы проказам матушки зимы. (А.С. Пушкин)

 

(педагог предлагает детям изобразить графически характер и настроение музыкальных фрагментов. И выбрать из предложенных схем подходящие карточки для данного музыкального произведения)

- Сейчас я вам предложу нарисовать музыку. Вам нужно будет взять фломастер и просто линеечками нарисовать то, что вы услышите. Если музыка спокойная, нарисуйте просто ровные линии, а если музыка волнующаяся, быстрая, громкая, то вы можете нарисовать линии вверх-вниз, отрывистые, волнами, или закручивающиеся спирали. Попробуем? (выбираются дети, которые выполняют задание на мольберте).

- А остальные ребята выберут карточки со схематическим изображением музыки и поднимут их. Потом мы сравним то, что нарисуют ребята и то, что вы все скажете. (Звучат оба музыкальных фрагмента, дети слушают музыку и выполняют задание).

- Молодцы, вы все замечательно справились. А сейчас я приглашаю вас в зимнюю галерею, которую оставила нам Волшебница Зима. Мы сможем увидеть картины самых разных художников, которые изобразили зимние пейзажи. И поможет нам снова музыка.

(дети передвигаются по залу, слушают спокойную музыку Вивальди «Зима» 2 часть, рассматривают предложенную выставку. Педагог предлагает оценить свое внутреннее состояние от проведенного занятия, высказать свое мнение, оценить занятие, и взять картинку, соответствующую настроению).

- Какое настроение у вас? Светлое, спокойное. Нарисуйте дома картину зимы, которая представлялась вам, когда вы слушали музыку композиторов А. Вивальди и П.И. Чайковского. А если вам понравилось наше занятие – возьмите себе на память солнышко, если вам что-то не понравилось или было трудно на занятии – возьмите тучу с солнышком.

 (Дети выбирают картинки, отвечают, делятся впечатлениями. Прощаются.)

- До свидания, до новых встреч в нашей музыкальной гостиной.