Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи умению задавать вопросы в процессе формирования познавательных интересов и познавательных действий

Мыскова Светлана Владимировна
Яковец Наталья Николаевна

Учитель-логопед, МБУ детский сад № 104 "СОЛОВУШКА", Тольятти, Самарская область
Учитель-логопед, МБУ детский сад № 104 "СОЛОВУШКА", Тольятти, Самарская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Мыскова С.В., Яковец Н.Н. Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи умению задавать вопросы в процессе формирования познавательных интересов и познавательных действий / Мыскова С.В., Яковец Н.Н., Ножкина Н.А. // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 16.04.2024).

Заказ № 46651


В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой и, как следствие, познавательной активности детей с ОВЗ, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

- ухудшение состояния здоровья детей;

- существенное сужение объема «живого общения» родителей и детей;

- глобальной снижение уровня речевой культуры в обществе;

- недостаточное внимание педагогов к речевому развитию детей.

Дети с трудом понимают инструкции «спроси», «задай вопрос». Они лучше владеют навыком постановки социально-коммуникативных вопросов, чем познавательных.

В свободном общении и в ситуации обучения дети редко используют познавательные вопросы; наименее употребительными являются вопросы «Какой?», «Сколько?», «Зачем?», «Когда?»; выявлена стереотипия использования вопросов «Что делает?», «Что? Кто?», «Почему?».

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Дети – исследователи от природы, они очень любят задавать вопросы.

В процессе любого исследования, как и любого познания, вопрос играет ключевую роль. Можно без преувеличения сказать, что познание начинается с вопроса.

Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы: «Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи умению задавать вопросы в процессе формирования познавательных интересов и познавательных действий».

Цель нашей работы: отобрать и систематизировать комплекс приемов и воздействий, с помощью которых дети побуждались бы к задаванию вопросов, которые способствуют формированию познавательных интересов и познавательных действий.

Гипотеза: с помощью комплекса приемов и воздействий дошкольники с ОНР научатся правильно задавать вопросы, способствующие формированию познавательных интересов и познавательных действий.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой поставлены следующие Задачи:

  1. Сформировать лексико-грамматические средства оформления вопросительных предложений.
  2. Развивать навык построения различных моделей вопросительных предложений.
  3. Активизировать речевую инициативу и познавательную сферу дошкольников.
  4. Закреплять навык использования вопросов в познавательных и социально-коммуникативных целях.
  5. Формировать навык использования интонационных средств оформления вопросительных высказываний.
  6. Оказать помощь родителям воспитанников в понимании важности вопросов детей и ответов на них.

Практическая значимость

Использование ИКТ и ЭОР по обучению дошкольников с общим недоразвитием речи умению задавать вопросы в процессе формирования познавательных интересов и познавательных действий в дошкольных образовательных организациях.

I этап

Информационно-аналитический

Задачи:

  1. Формулирование задач по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР задавать вопросы.
  2. Изучить и проанализировать методическую и детскую художественную литературу и ЭОР по данной теме в рамках ФГОС ДО.
  3. Отобрать игровые технологии, планируемые для использования в различных видах деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР задавать вопросы.
  4. Систематизировать подобранный материал по усложнению.

Мероприятия:

  1. Анализ Программ.
  2. Работа с литературой.
  3. Работа с ЭОР.

Механизмы:

  • Подборка методической литературы.
  • Подборка детской художественной литературы.
  • Подборка банка предметных и сюжетных картинок для создания интерактивных игр и упражнений.

Ожидаемый результат:

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросе по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР задавать вопросы.

II этап

Проектировочный

Задачи:

  1. Отобрать и систематизировать картотеку игр и упражнений, способствующих обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР задавать вопросы, которые могут быть использованы в разных видах деятельности.
  2. Разработать совместного планирования специалистов, работающих с детьми с ОНР по совершенствованию умения задавать вопросы в разных видах деятельности.
  3. Разработать рекомендаций для родителей по развитию умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР задавать вопросы.
  4. Организовать мастер-класс для педагогов, работающих на логопедических группах по вопросу по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР задавать вопросы.
  5. Разработать сценарий речевого праздника для родителей и детей «Вопросита – загадочная страна».

Мероприятия:

  1. Создание картотеки игр и упражнений, способствующих обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР задавать вопросы, на бумажных носителях и электронных накопителях.
  2. Разработка плана взаимодействия специалистов, работающих с детьми с ОНР по совершенствованию умения задавать вопросы в разных видах деятельности.
  3. Разработка консультаций, буклетов, памяток, папок-передвижек для родителей по развитию умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР задавать вопросы.
  4. Разработка мастер-класса для педагогов.
  5. Разработка сценария речевого праздника для родителей и детей «Вопросита – загадочная страна».

Механизмы:

  • Работа творческой группы.
  • Оказание методической помощи участникам проекта.
  • Сеть Интернета.
  • Библиотека.
  • Использование игровых технологий.

Ожидаемый результат:

  1. Картотека игр и упражнений, способствующих обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР задавать вопросы, на бумажных носителях и электронных накопителях.
  2. План взаимодействия специалистов, работающих с детьми с ОНР по совершенствованию умения задавать вопросы в разных видах деятельности. Консультации, буклеты, памятки, папки-передвижки для родителей по развитию умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР задавать вопросы.
  3. Сценарий мастер-класса для педагогов.
  4. Сценарий речевого праздника для родителей и детей «Вопросита – загадочная страна».

III этап

Внедренческий

Задачи:

  1. Использовать игровые технологии для эффективной работы по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР задавать вопросы.
  2. Консультировать родителей детей с ОНР по вопросу обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР задавать вопросы.
  3. Показать мастер-класс для педагогов.
  4. Организовать речевой праздник для родителей и детей с ОНР «Вопросита – загадочная страна».
  5. Создать картотеку игр и упражнений, способствующих обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР задавать вопросы, которые могут быть использованы в разных видах деятельности.

Мероприятия:

  1. Использование игровых технологий для эффективной работы по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР задавать вопросы.
  2. Консультации для родителей детей с ОНР по вопросу обучения детей
  3. старшего дошкольного возраста с ОНР задавать вопросы.
  4. Мастер-класс для педагогов.
  5. Речевой праздник для родителей и детей с ОНР «Вопросита – загадочная страна».
  6. Использование картотеки игр и упражнений, способствующих обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР задавать вопросы, которые могут быть использованы в разных видах деятельности.

Механизмы:

  • Использование игровых технологий в ООД, совместной и самостоятельной деятельности.
  • Консультирование родителей: выпуск газеты, раздаточные материалы, электронные ресурсы, индивидуальные консультации.
  • Проведение мастер-класса для педагогов.
  • Проведение речевого праздника для родителей и детей с ОНР «Вопросита – загадочная страна».

Ожидаемый результат:

  1. Повышение уровня профессиональной компетентности участников проекта в вопросе по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР задавать вопросы.
  2. Мотивирование педагогов и родителей на сотрудничество и совместную деятельность по решению проблем развития и обучения детей.
  3. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития и обучения детей старшего дошкольного возраста.

IV этап

Аналитический

Задачи:

  1. Подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта, определение дальнейших перспектив.

Мероприятия:

  1. Викторины для детей «Веселые Почемучки».
  2. Анализ результатов проекта.
  3. Анкетирование родителей анкетирование по вопросам развития детской вопросительности.
  4. Обобщение опыта работы и размещение ее в Интернете, в педагогическом сообществе.

Механизмы:

  • Проведение викторины для детей «Веселые Почемучки».
  • Рефлексия.
  • Обратная связь.
  • Рецензирование экспертами обобщённого опыта работы.

Ожидаемый результат:

  1. Положительная динамика в разрешении проблемы.
  2. Аналитический отчёт.
  3. Отзывы родителей.
  4. Использование ИКТ и ЭОР по обучению дошкольников с общим недоразвитием речи умению задавать вопросы в процессе формирования познавательных интересов и познавательных действий в дошкольных образовательных организациях.

Перспектива развития проекта

  • Представление накопленного опыта по обучению дошкольников с общим недоразвитием речи умению задавать вопросы в процессе формирования познавательных интересов и познавательных действий.
  • Организовать мастер-класс для педагогов, работающих в общеразвивающих группах по вопросу обучение дошкольников умению задавать вопросы в процессе формирования познавательных интересов и познавательных действий.
  • Интеграция коррекционной работы в другие образовательные области социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
  • Разработка комплекса рекомендаций для родителей воспитанников общеразвивающих групп по обучению дошкольников умению задавать вопросы в процессе формирования познавательных интересов и познавательных действий.

 

Список литературы

  1. Асмолов А. Главное – сохранить «почемучек»// Дошкольное воспитание. 2005. №3. С. 68.
  2. Баранова Э. Учимся задавать вопросы // Дошкольное воспитание. 2005. №12. С. 12.
  3. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. М.: Скрипторий 2003, 2008. 136 с.
  4. Рубинштейн С. Л. Вопросы и их роль в умственном развитии ребенка //Дошкольное воспитание. 2008. №2. С. 7.
  5. Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. 143 с.
  6. Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2007. 144 с.
  7. Красильникова Л. Осознанная речевая активность детей 6-7 лет // Дошкольное воспитание. 2008. № 4. С. 79.
  8. Сафонова О. Активизация речевого общения старших дошкольников// Дошкольное воспитание. 2007. № 1. С. 50.
  9. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. 2004.