Групповая работа как средство формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

Болотникова Алина Александровна

Учитель начальных классов, МБОУ СОШ 3 г. Сковородино, г. Сковородино, Амурская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Болотникова А.А. Групповая работа как средство формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 46426


Анализ новых тенденций модернизации образовательного процесса в школе позволяет говорить об изменении общей парадигмы образования, связи с этим происходит необходимость целенаправленного и систематического формирования коммуникативных УУД.

Проблемами формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников занимались многие исследователи (Е.Н. Жаркова, М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова и др.) Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

В условиях активного внедрения ФГОС нового поколения, необходимо начать формирование коммуникативных компетенций у младших школьников, побуждая к осмысленному общению, через групповую практическую работу. Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса. Не смотря на это, современное образование до сих пор нуждается в разработки конкретных методик и рекомендаций по развитию метапредметных навыков, коммуникативных универсальных действий.

Формировать необходимые коммуникативные навыки и умения необходимо начинать еще до прихода в первый класс. В дошкольном возрасте у детей ведущий вид деятельности – игра. Любая игра требует от ребенка умение договариваться, сотрудничать, распределять роли, другими словами игра формирует коммуникативные способности.

Как показывает практика и анализ опыта других учителей в первом классе классный руководитель сталкивается с проблемой сформированности коммуникативных УУД у первоклассников. Учащиеся не умеют взаимодействовать друг с другом, распределять роли, договариваться, работать совместно над общим заданием.

Нами было проведено исследование в октябре 2017 года. В исследовании приняли участие ученики 1 «а» класса МБОУ СОШ № 3 г. Сковородино, всего 29 человека

На первом этапе (констатирующий эксперимент) измерялся исходный уровень сформированности коммуникативных УУД младших школьников. С этой целью использовались методики, которые определяют уровень в разных формах взаимодействия: диалоговая(парная), групповая и индивидуальная:

Методика «Рукавичка», автор методики Г.А. Цукерман.

Методика применяется для выявления уровня сформированности коммуникативных способностей при работе в паре: умения слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Методика «Ковёр» (Овчарова Р.). Целью данной методики является изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи. На основе анализа этих образцов коллективно с детьми устанавливаются общие признаки любого ковра, которые одновременно для учеников являются правилами выполнения работы и средствами контроля:

а) наличие центрального рисунка;

б) одинаковое оформление углов;

в) симметричное расположение деталей относительно центра.

Совместно с психологом-педагогом школы была разработана анкета для оценки уровня сформированности коммуникативных УУД (взаимодействие) учащихся начальных классов.

Анкета состояла из 15 вопросов. Учащиеся прослушивали вопрос и ставили соответствующие знаки: если они согласны с утверждением, ставили знак плюс, если не согласны – минус. Ответы на вопросы, предложенные в данной анкете, оценивались баллами. При этом ответ, свидетельствующий о положительном отношении к школе, школьным товарищам, оценивается в 3 балла, отрицательный ответ – 0 баллов.

Анализируя диаграмму, видно, что при работе в парах выполненные работы варьируются на следующих уровнях: высокий уровень – три пары, средний уровень – 6 пар, на низком уровне -4 пары.

Во время творческой деятельности три пары (Ульяна и Павел; Даша и Никита; Богдан и Полина ), что составило 21, 1% показали высокий уровень совместной деятельности, что выражалось в их умении договариваться друг с другом, аргументировать и делать общие выводы по принятым решениям. Проявлялось постоянное наблюдение за правильностью и последовательностью построения задуманного узора. В процессе выполнения творческого задания учащиеся смогли реализовать узор, и предложить общему взору правильный, геометрически сложенный рисунок-узор. Работа в данном коллективе протекала в спокойной, тихой и дружелюбной обстановке, что уже говорит о том, что эмоциональное отношение к совместной деятельности у данных парах – положительное.

6 пар 46, 1 % показали средний уровень результативности, что связано с частичным сходством или отдельными признаками соответствия в выполненных работах, но имеются и заметные отличия. Кроме того, ни одна из перечисленных пар не смогла реализовать в своих работах полное сходство.

Наблюдение за работой в данных парах всё же показало, что в большинстве случаев дети проявляли интерес к построению именно симметричного узора на своей паре рукавичек. Это также проявлялось и в умении приходить к общему решению и оказание помощи партнёру по работе, в случае каких-либо затруднений, и в положительном эмоциональном настрое при совместной деятельности.

Работа некоторых пар, не смотря на правильность построения, что на одной рукавичке, что на другой, подходит только для одной варежки, т.е. не имеет зеркального отображения. Выполнение работы на таком уровне говорит о недостаточно развитом внимании, образном мышлении, а также о не достаточном умении видеть, обсуждать и анализировать результат своей деятельности.

4 пары, что составило 30, 8 % показали низкий уровень – их рисунок имел сильные различия, учащиеся в парах не договаривались и даже не стремились услышать друг друга. Молча, выполняли задания. Пары имели нейтральное эмоциональное отношение, не оказывали посильную помощь друг другу, так же не контролировали деятельность друг друга.

Методика «Ковер» предполагала работу в малых группах. Она была проведена на уроке технологии. Дети были распределены в группы по 4 человек (в одной группе получилось 5 человек). Каждой группе было дано задание, выполнить ковер в технике «аппликация» после предварительного ознакомления детей с образцами готовых работ. Распределение детей по группам в методике предполагается произвольным, однако мы разделили детей таким образом, чтобы почти в каждой из групп был хотя бы один ребенок, продемонстрировавший высокий уровень коммуникативных УУД по результатам парной работы.

По диаграмме видно, что большинство учащихся на среднем уровне, так как при работе в группе были трудности во взаимодействии, распределении ролей.

 Во время работы в одной из 7 групп, самой большой возник конфликт, так как работу выполнял только один член группы, который обладает признаками эгоцентризма. Ребенок (Илья Ш.) не умеет работать в коллективе, принимать во внимание мнение других членов команды, на замечания и критику реагирует криком. В результате работа была выполнена не аккуратно, не по образцу, не имела симметрии.

Так же низкий уровень показала еще одна группа, работа была выполнена на половину, учащиеся не были задействованы в работе, работал только один человек, остальные беседовали друг с другом, занимались посторонними делами. Члены данной группы были пассивными, эмоционально не заинтересованы.

Две группы показали высокий результат, самостоятельно выбрали командира группы, быстро распределили роли и в короткое время сложено выполнили работу. Все члены (8 человек) были задействованы, заинтересованы в работе. Все члены команды контролировали работу, оказывали посильную помощь, прислушивались к друг другу.

По результатом индивидуальной работе можно увидеть следующее: у половины детей уровень коммуникативных УУД хороший, они набрали 24–34 балла (хорошая коммуникативность).

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов. Это общительные, дружелюбные ребята, верные школьные товарищи.

Одну четвертую всех участников анкетирования составили дети, набравшие большое количество баллов от 35-45 баллов. Такие дети отличаются особой общительностью и доверительностью. Они хорошо контактируют со сверстниками, быстро и легко находят общий язык и интересны для окружающих ребят. Часто эти способности являются предпосылками лидерства. Максимальный балл класса 42, у О. Кирилла.

21, 8% имеют низкий уровень сформированности коммуникативных УУД: Ф. Валерия, Т. Захар, С. Алексей, Светлана П. Самый низкий показатель, результат С.Станислава 9 баллов, у него очень низкий уровень сформированности коммуникативных УУД. Подобные ребята относятся к «молчунам» и «тихоням», они осторожны в своем общении с одноклассниками, стараются держаться в стороне и участвуют в школьной жизни только при содействии учителя. Они мало общаются с одноклассниками и предпочитают общаться с домашними товарищами.

Таким образом, проведение диагностики коммуникативных УУД младших школьников на этапе констатирующего эксперимента позволило сделать следующие выводы:

1) В парной работе испытуемые, принимавшие участие в исследовании, демонстрируют в основном средний или низкий уровень коммуникативных УУД. Высокий уровень показывают лишь 21,1% процента детей;

2) При работе в малых группах уровень результата групповой работы незначительно снизился, чем уровень коммуникативных УУД детей в парной работе, это позволяет сделать вывод, что первоклассники не умеют взаимодействовать в группах, данный факт подтверждает актуальность работы, о том что существует проблема сформированности коммуникативных УУД и выявлении эффективных средств формирования коммуникативных УУД младших школьников;

3) С другой стороны, зачастую дети с высоким или средним уровнем коммуникативных УУД не могут существенно повлиять на результат групповой работы, особенно в группе с преобладанием детей с низким уровнем коммуникативных навыков и умения взаимодействовать в коллективе сверстников.

4) Так же видно, что в индивидуальном опросе, учащиеся показывают более высокие результаты, чем при работе в группе и в паре, а следовательно у учащихся есть необходимый набор коммуникативных умений и навыков, только необходимо научить применять данные знания в других формах работ.

5) Таким образом, необходима специальная педагогическая деятельность, направленная на формирование коммуникативных УУД младших школьников, которая может заключаться в организации групповой и парной работы на уроках.

Недостаточность сформированности коммуникативных УУД во многом зависит от некоторых факторов:

  • смена видов деятельности, игровая на учебную;
  • -смена коллектива;
  • недостаточность сплоченности коллектива;
  • отсутствие социализации у детей, которые не посещали дошкольные учреждения;
  • -преобладание признаков эгоцентризма;
  • неразвитость у части детей, способности к децентрации;

(Децентрация - это восприятие мнения, отличное от собственного. Пиаже Ж.)

Для повышения уровня сформированности коммуникативных УУД у младших школьников, в том числе и первоклассников нами были изучены способы решения проблемы.

Как показывает анализ опыта учителей, остаются весьма популярными такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, создание проблемной ситуации и ситуации учебного конфликта, а также обсуждение участниками способов своего действия, организация дискуссий.

Еще одной формой современного образования, по мнению Савенко А.И., в контексте формирования различных, в том числе и коммуникативных, умений и навыков является организация проектной деятельности учащихся. Проектная деятельность, как отмечает А.И. Савенков, требует широкого спектра коммуникативных умений.

Одной из главных и эффективных работ по формированию коммуникативных УУД является организация групповых форм занятий.

В группах дети работают наиболее заинтересованно, учатся обмениваться информацией. У них вырабатываются навыки сотрудничества.

Работа в группах должна быть систематической, применяться на разных занятиях: урочных и внеурочных. Именно в групповой работе можно отработать и зафиксировать на уровне рефлексии наиболее эффективные приемы учебного сотрудничества, делового и личного общения.

Увлекательным приемом организации групповой работы является, введение правил работы группы. Они заранее обсуждаются, обозначается их значимость, им придается статус Правил, можно даже их оформить наглядно.

Деление на группы – очень важный момент в организации коллективной творческой, групповой работе, так как это во многом определяет работоспособность группы в целом и каждого учащегося индивидуально, в конечном счете, может определить и результат работы на уроке.

Практика показывает, что наиболее эффективными приемами разделения на группы являются:

- по желанию;

- случайным образом;

- по определенному признаку;

- по выбору педагога;

Для более успешного взаимодействия в группах нами были выявлены подготовительные упражнения, которые могут помочь учащимся научиться контактировать друг с другом, определять лидера.

«Зеркало» - класс делится на пары, а затем в паре выбирается ведущий, который показывает движение, а партнер должен повторить, то что ему показали; затем работа усложняется класс делится на группы, и группа выбирает ведущего, который показывает движения, а группа за ним повторяет.

«Попугай» - работа в парах, один говорит (например, дни недели в случайном порядке), второй как можно быстрее повторяет, затем участники меняются ролями;

«Мостик» - пара строит мостик, соединяясь поднятыми руками; затем работа проводится в группах, указывая на то, что если кто-то будет не участвовать, наш «мостик» сломается, он не сможет быть крепким.

«Равновесие» - участники удерживают равновесие, стоя или сидя, взявшись за руки и отклоняясь на длину рук.

«Разминка пальчиков» - соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь). Данное упражнение учит не только работе в группе, но и повышает эмоциональный настрой, настраивает на положительную работу в паре.

«Собирание картинки по словесной инструкции». У одного ученика в паре (в группе) имеется карточка с нарисованным сюжетом (или рисунок из геометрических фигур), а у его партнера (членов группы) – ее разрезные части. Задача первого – руководить так, чтобы партнер(члены группы) как можно быстрее выложил соответствующий рисунок. Управлять можно только словом, без помощи жестов. Затем дети меняются ролями или партнерами.

Таким образом, грамотно организованная групповая работа, поможет учащихся научиться общению друг с другом, позволит им строить субъективные отношения между собой, между учащимися и учителем, что активизирует обратную связь, способствуют формированию адекватной самооценки ребенка, а значит, самореализации своего «я». Следовательно, групповая форма работы значительно повысит уровень сформированности коммуникативных способностей у учащихся не только в индивидуальной работе, но и в парной и групповой.

 

Литература:

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова., Г.В Бурменская., И.А. Володарская и др. М.: Просвещение, 2011. С. 151.
  2. Баранова А.С. Развитие коммуникативных УУД через групповую деятельность на уроках литературного чтения в начальной школе /А.С. Баранова // Символ науки. 2015. № 9-2. С. 147-148.
  3. Групповая работа как способ формирования коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста в рамках реализации ФГОС НОО. 2016. URL: http://www.pedakademy.ru/konferenciya/29.do.
  4. Шакина Г.В. Оценивание сформированности коммуникативных универсальных действий школьников через технологию сотрудничества / Г.В. Шакина // Начальная школа плюс до и после. 2012. № 5. С. 17-22.