Развитие ощущений и восприятий детей через игры с водой

Иошкина Татьяна Николаевна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 5", Нижегородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Иошкина Т.Н. Развитие ощущений и восприятий детей через игры с водой // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 24.04.2024).

Заказ № 44610


Познание мира ребенком начинается с ощущения и восприятия, то есть чувственного отражения в мозгу ребенка окружающей действительности.

Прежде чем мыслить ребенок начинает познавать окружающее с помощью органов чувств.

Но ощущения у детей раннего возраста плохо развиты и так как плохо развиты органы чувств. Восприятие так же бедно и неустойчиво.

Развитие восприятия зависит от развития познавательной активности ребенка, от накопления его опыта взаимодействия с миром вещей, людей, природы. Особая роль принадлежит совместной деятельности ребенка со взрослым при познании окружающего мира.

Игры с водой – одно из любимых детских занятий, отвечающим интересам и возможностям ребенка. К тому же они способствует закаливанию детей, как организующиеся на свежем воздухе, в теплый период года.

Поэтому, использование игр с водой мы начали в летний период, во время набора детей. Для игр с водой на участке и в группе имеются я специальные емкости, наборы игрушек. Широко использовались игрушки, выпускаемые промышленностью кораблики лодочки, уточки, рыбки. А так же бросовый материал: пластиковые бутылки, камешки, Дети с большим желанием приняли наше предложение пускать в воду кораблики лодочки разноцветные шарики ловить сачком рыбок переливать воду из ведра в ведро. Наливали ситечко и наблюдали, как вода стекает в отверстие. Малыши бросали камешки в воду наблюдали, как они тонут, мыли игрушки, купали кукол. Они были просто в восторге от возможности в жаркий солнечный день погрузить руки в теплую воду, ловить в ней различные предметы. В пробке пластиковой бутылки проделали несколько дырочек, заполнили бутылку цветной водой и брызгали из неё на покрытие участка. «Рисовали» с помощью струи на песке различные узоры: домики, шарики т и т.д. Рисовал взрослый, а дети отгадывали: «Кружок – на кого похож?

На колобка, на солнышко, на мячик и т.д.

Рисуем маленький круг рядом.

А сейчас?

Снеговик, неваляшка....

Мы заметили, что игры с водой малышей успокаивают, они перестают капризничать, даже звук льющейся воды, заставляет малыша оглянуться, заинтересоваться. Брызгаясь и колотя кулачком по ней можно снять мышечное напряжение. Потому, что теплая вода расслабляет и ласкает. Проведенная нами работа дала определенные результаты: дети быстрее успокаивались, отвлекались от негативных эмоций, связанных с расставание с мамой. У большинства детей адаптация протекала легко, они мало болели. Игры с водой помогли нам наладить тесный контакт с воспитанниками. Работу, начатую в летний период, мы продолжили в новом учебном году. Так играя с детьми, мы выяснили, что лишь небольшая часть из них различают основные цвета, формы, величину предметов. Большинство малышей испытывали большие трудности, когда от них требовалось назвать те или иные качества объектов.

Детям от 2-4 лет трудно сосредоточится на однообразной, не привлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Перед нами встала новая задача: не столько побуждать ребенка к играм с водой, как наполнять их деятельность интересным содержанием. Организуя работу, проводили дидактические игры: «Научим Хрюшу умываться», «Купание куклы», «Стирка кукольного белья». В интересной игровой форме дети учились действовать с водой, знакомились с её свойствами. В итоге у них развивались исследовательские способности, формировался устойчивый интерес.

В игре «Купание куклы» знакомили детей..., например: холодная – прохладная, горячая, опираясь при этом на личный опыт детей. Спрашивали: «В какой воде их дома купают?».

Купают в теплой воде – говорил Илья.

А меня мама ополаскивает в прохладной воде, отвечала Лера.

Используя проблемную ситуацию «Кукла не хочет садиться в ванну», предлагали детям самим разрешить её: «Почему?».

 И так же опираясь на свой личный опыт и после высказанных предположений, трогали воду ванночке рукой.

Поля: Вода холодная, поэтому кукла и плачет.

Маша: ей холодно она может заболеть.

Так дети закрепляли свои знания о качестве воды. Мы предлагали малышам идти мыть руки. Спрашивали их «Какую воду включить?»

-Конечно теплую воду – говорил Саша, - в холодной мерзнут ручки.

Учить детей замечать грязную одежду у кукол помогло в понятии им необходимость в её стирке. Дети видели. Как после намокания белья, вода из прозрачной превращалась в мутную, грязную. Это так же являлось для детей своеобразным открытием:

-Какое грязное платье у куклы, его надо постирать!

 -Вода стала грязная, а платье – чистое.

Но малышу недостаточно наблюдать за действиями взрослого. Действуя сам, он закрепляет в памяти впечатления, полученные при наблюдении, поэтому после обучения дети стали вносить отдельные сюжеты в самостоятельные игры. Общаясь с ребенком, играя с ним все, что мы показывали ему и то, чем интересовались, обозначали словом. Тем самым формирую представления знания об окружающей жизни. Помогали понять суть явлений, выделить главное, обогатить, т.е. способствовали переходу ребенка от чисто чувственного восприятия к пониманию смысла, воспринимаемых предметов, явлений, т е развитию мыслительных процессов. Играя с детьми в такие игры как «Рыбки, уточки» они купали в теплой воде уточек, а в прохладной – рыбок. Или «Водомеры», где детям предлагалось перелить воду ковшиком из полного ведра в пустое. Закрепляли в понятие: теплая - холодная, много - мало; пустое- полное.

- Много в тазике воды, а в лейке – мало.

- Вот полное ведро, а это – пустое.

Поначалу у детей ничего не получалось: это их огорчало, но желание добиться результатов было столь большим, стремление помочь персонажу так велико, что вновь и вновь дети постигали премудрости действий с водой. Дети были нетерпеливы, увлеченность действиями с водой мешала им сосредоточится на цели занятия, например. При вылавливании игрушек при помощи сачка часто дети забывали про сачок, хватали игрушки руками. Кроме того, вода постоянно проливалась, поэтому мы постоянно проводили игры на развитие координации движений и развитие мелкой моторики рук: «Достань черпачком шарик», «Поймай сачком рыбку», «Напои зверей». Одновременно дети знакомились с такими понятиями, как твердый – мягкий, большой- маленький, тонет – плавает, мокрый- сухой, цвет. Терпеливо объясняли детям необходимость играть аккуратно, не проливать воду на себя и на пол. Хвалили тех. У кого это получалось.

Какими знаниями сейчас владеют дети? Знают, что вода прозрачная, чистая, льется, что она может быть цветной, грязной обозначает это в речи словами. Сами определяют свойства воды: теплая – холодная. При нагревании на плите – становится горячая: чай, суп. Часть детей умеют делать выводы, о том какие предметы тонут, а какие – плавают. Владеют навыками игры с водой, переливают из одного сосуда в другой, вылавливают предметы. Вносят полученные знания в свободные игры. Купают кукол, кипятят чай, стирают белье.

 

Литература:

  1. Данилова Л. Игры с водой. М.: Нева; Олма-Пресс, 2003.
  2. Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. СПб.: Детство – Пресс, 2016.