Консультация для родителей "Если ребенок не говорит?"

Беличенко Екатерина Юрьевна

Учитель-логопед, Зугрэсская специальная общеобразовательная школа-интернат №31,  г. Зугрэс, ДНР

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Беличенко Е.Ю. Консультация для родителей "Если ребенок не говорит?" // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 45204


 

Нужно выяснить два следующих момента:

  • Насколько хорошо понимает ребенок речь окружающих.
  • Нарушена ли подвижность его речевых органов.

 

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ

У ребенка могут быть определенные мозговые нарушения, в результате которых он не понимает обращенную к нему речь, он её как бы не слышит. Очевидно, что в этом случае он не может и научиться говорить. Поэтому, в первую очередь, вам нужно выяснить, понимает ли ваш ребенок речь окружающих. При хорошо развитом интеллекте он может, исходя из ситуации, наблюдая за жестами обращающихся к нему людей, догадываться, о чём в данный момент идет речь. Поэтому для проверки понимания речи ребенка пользуйтесь только словами.

 

Вам нужно выяснить:

Понимание значения слов – существительных, прилагательных, глаголов.

Нужно выяснить, знает ли ребенок названия окружающих его предметов. Внятно произносите название того или иного предмета, находящегося в поле зрения ребенка, без какого бы то ни было жеста или даже взгляда в сторону этого предмета. Например: «Где стол?» Ребенок должен показать названный  предмет.

Нужно выяснить, понимает ли ребенок значение прилагательных, обозначающих цвет (красный, черный, синий, желтый, зеленый, коричневый) и величину (большой - маленький) предметов. Положите перед ребенком два одинаковых предмета, различающихся только цветом (например: два мяча-желтый и красный) или только величиной (например: две матрешки – большую и маленькую), и, указывая на эти предметы, спросите у него: «Где красный?» или «Где большая?».

Нужно выяснить, понимает ли ребенок значение глаголов, обозначающих простые действия или положение предмета в пространстве. Положите на стол две – три картинки, изображающие, например, человека, который идет, бежит, сидит, лежит, или например, птицы, которая сидит, летит. Различные действия, изображенные на картинках одной серии, должны осуществляться одним и тем же персонажем (мальчиком, птичкой и т.д.). Спрашивайте у ребенка: «Где мальчик идет (сидит, лежит)?», Где птичка летит (сидит)?», подчеркивая ударением глагол.

Понимание значения простых предлогов: в, на, под, за, около.

Разложите одинаковые предметы (например карандаши) в местах, находящихся в различных пространственных отношениях к какому – либо предмету. Например карандаши можно положить в книгу, на книгу, за книгу, под книгу, около книги. Попросите ребенка подать вам карандаш, расположенный в соответствующем месте: «Дай тот, что на книге!» (с ударением на предлоге, но без указывающего жеста).

Различение единственного и множественного числа существительных.

Положите перед ребенком предметы одного вида: один предмет – отдельно и на некотором расстоянии от него – несколько таких же предметов (например, карандаши). Спросите у него: «Где карандаш?», затем «Где карандаши?», выделяя голосом окончания существительных.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. У ребенка может быть снижение физического слуха, тогда вам нужно будет как можно скорее обратиться к специалисту – сурдопедагогу.

2. Если ребенок с нормальным слухом не выполняет заданий (особенно первых двух), у него, скорее всего, есть речевой дефект, который называется сенсорной алалией. При этом нарушении речь у детей самостоятельно не развивается вообще или развивается крайне медленно.

Вам нужно срочно обратиться к логопеду, имеющему опыт работы именно с этим заболеванием. В специализированных детских садах есть группы для детей с общим недоразвитием речи, в которых также принимаются дети с алалией.

3. Если ребенок справляется с заданием, нужно проверить подвижность его речевых органов.