Конспект НОД по ФЭМП (для детей с ОВЗ)

Власова Ольга Петровна

Учитель-дефектолог, МБДОУ №42, Невинномысск, Ставропольский край

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Власова О.П. Конспект НОД по ФЭМП (для детей с ОВЗ) // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 26.04.2024).

Заказ № 43371


ЗАДАЧИ:

I. Коррекционно-развивающие:

 - Развивать тактильную память;

 - Развивать зрительную память, правильное представление о предмете;

 - Корректировать эмоциональную децентрацию: способность к восприятию и учёту состояний, желаний и интересов других людей;

 - Развивать мелкую моторику рук;

 - Проводить коррекцию предметной и цветовой агнозий.

 II. Обучающие:

-       Учить детей считать предметы в пределах пяти на ощупь;

-       Закреплять умение соотносить число три с цифрой 3;

-       Познакомить детей с сос­тавом числа 3 из единиц;

-       Закрепить понятия об основных и промежуточных величинах: самый толстый – потоньше – ещё тоньше – ещё тоньше – самый тонкий;

-       Формировать навык зрительного соотнесения предметов по толщине;

- Упражнять в использовании осязательно – двигательного способа обследования предметов, обозначать словом свои действия;

- Закрепить умение различать и правильно называть части суток: утро, день, и их признаки; дифференцировать действия людей в определённые части суток.

III. Воспитательные:

- Формировать навык самоконтроля и самооценки;

- Закрепить навык доведения начатого дела до конца;

- Воспитывать бережное обращение с пособиями, раздаточным материалом.

ОБОРУДОВАНИЕ:

-       Для к/у «Счет на ощупь» : у каждого ребенка мешочек, в котором находится карточка с нашитыми в ряд пуговицами от 2 до 5;

-       Для к/у «Состав числа 3»: у педагога 3 карточки, на каждой написана цифра 1; 3 квадрата синего цвета, 3 квадрата разного цвета; у каждого ребенка: цветные карандаши, цифры в пределах 3;

- Для к/и «Подарки для друзей»: игрушки: медведь, кукла, ёж, заяц, лиса; книги одинакового размера, но разной толщины;

- Для к/и «Почини картинку»: 2 большие сюжетные картинки с изображением объективных признаков утра и дня, с вырезанными окошками – вкладышами, которые находятся у детей (по 2 вкладыша)

- Для к/и «Наведи порядок»: маленькие картинки с изображением деятельности людей утром, днём и два альбома;

- Для к/и «Найди отличия»: 2 картины, с 5 отличительными признаками;

Тетрадь, с контурным изображением 5 книг разной толщины, одного размера, цветные карандаши.

Психологический настрой.

Игра «Что мы услышали?»

 Педагог предлагает послушать детям окружающие их звуки. Каждый ребёнок называет то, что он услышал:

 - Молодцы, ребята, вы очень внимательные! А на занятии я буду слушать ваши правильные ответы.

 

ХОД

Мотивация.

 Перед детьми – игрушка – ёжик.

 - Сегодня, из леса к нам пришёл колючий ёжик. Он принёс много интересных заданий и просит их выполнить. Давайте обрадуем ёжика и выполним все его задания!

  1. Количество и счет

1. К/у "Счет на ощупь" (ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие»)

У каждого ребенка мешочек, в котором находится карточка с нашитыми в ряд пуговицами от 2 до 5

-       Сегодня на занятии будем считать предметы на ощупь. Не забывайте, что ёжик будет проверять выполнение задания;

- Давайте вспомним, как надо считать предметы на ощупь: надо положить мешочек перед собой так, чтобы открытый его край оказался справа. В мешочек заглядывать нельзя! Надо придерживать мешочек левой рукой, а правую опустить в него, ощупы­вать пуговицы одну за другой в направлении слева направо и считать их;

-       Возьмите мешочки

-       Сосчитав пуговицы, назовите их количество / правильность ответа дети проверяют, достав карточку с пуговицами из мешочка /

-       Правильно ли ты сосчитал(а)?

-       Достань карточку из мешочка, покажи детям.

2. К/у «Состав числа 3» (ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие»)

а/ У педагога 3 карточки /на каждой написана цифра 1/, наборное полотно, 3 квадрата синего цвета, 3 квадрата разного цвета; Педагог помещает на верхнюю полоску наборного полотна слова 3 квадрата синего цвета, а справа 3 квадрата разного цвета.

-  Что это?

-  Сколько квадратов слева?

-  Поднимите цифру, которая обозначает это число квадратов слева.

-  Какую цифру подняли? Почему?

-  Сколько квадратов справа?

-  Какой цифрой обозначим это количество квадратов? Почему?

-  Какого они цвета?

-  Сколько красных /желтых, зеленых/ квадратов.

-  Правильно, в этой группе I зеленый, I красный. I желтый /всего 3 квадрата разного цвета /

-  Сколько всего квадратов? Ёжик, проверяй.

Педагог называет количество квадратов разного цвета и выставляет три единицы на полотно.

-  Как составлено число 3? /из единиц/

-  Сколько единичек надо взять, чтобы получить число 3? /три единицы, число 3 это 1,1, да еще 1 /

-  Поровну ли квадратов в обеих группах.

-  Как доказать, что их поровну /приложить, наложить/.

-  Сколько надо взять квадратов разного цвета, чтобы получить число 3?

 

б) Перед детьми разноцветные карандаши

-  Возьмите 3 карандаша разного цвета

-  Сколько карандашей разного цвета взяли?/1 красный,1синий,1желтый/

-  Сколько всего карандашей?

-  Из каких чисел составлено число 3? /из единиц/

-  Сколько единиц нужно взять, чтобы получить число 3?/три единицы, число 3 – это 1,1, и еще 1/ Правильно, Ёжик?

II. Физ.минутка (ОО «Физическое развитие»)

Раз, два – все вставайте,

Три, четыре – приседайте,

Пять, шесть – повернитесь,

Семь, восемь – наклонитесь,

Девять, десять – не зевайте, своё место занимайте!

III. Величина

К/у «Подарки для друзей» (ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие»)

 На столе – игрушки, книги.

 - Ребята, а это друзья ёжика. У меня есть для них подарки – книги. Какие книги?

 - Давайте медведю подарим самую толстую книгу; кукле – книгу потоньше; ещё тоньше – ежику; зайцу – книгу, которая ещё тоньше; лисе – самую тонкую книгу.

IV. Временные представления

2. К/и «Наведи порядок» (классификация) (ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие»)

Перед детьми маленькие картинки с изображением деятельности людей утром и днём, 2 альбома.

 Разложите все рисунки в два альбома.

 - Почему так разложили? Ёжик, ты согласен с детьми?

 3. К/и «Найди отличия» (ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие»)

Перед детьми 2 картинки с пятью отличиями.

 Найдите отличия на картинках. Молодцы!

 

V. Работа в тетради (ОО «Художественно – эстетическое развитие»)

 - Какие книги?

 - Самую толстую раскрасьте зелёным, потоньше – синим, самую тонкую – красным цветом. Назовите, какие книги не раскрасили? Ёжик тоже хочет проверить, как вы выполнили задание.

VI. Итог

 - Вот мы и справились со всеми заданиями ежика. Молодцы, ребята! Давайте поблагодарим его и пригласим ещё в гости.