Театрализованные игры как средство развития коммуникативных умений

Киршул Юлия Леонтьевна
Новак Наталья Алексеевна
Мельник Лариса Васильевна

Заместитель заведующего по образовательной деятельности, МОУ "Рыбницкий детский сад №10 комбинированного вида", г. Рыбница Приднестровская Молдавская Республика

Воспитатель, МОУ "Рыбницкий детский сад №10 комбинированного вида", г. Рыбница Приднестровская Молдавская Республика

Воспитатель, МОУ "Рыбницкий детский сад №10 комбинированного вида", г. Рыбница Приднестровская Молдавская Республика

 

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Киршул Ю.Л., Новак Н.А., Мельник Л.В. Театрализованные игры как средство развития коммуникативных умений // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 40828


 

В современных условиях нашего времени многие родители считают, что у дошкольников должен быть огромный запас знаний, так как он необходим для будущего развития детей, чтобы кругозор ребенка постоянно расширялся, – все это, конечно, правильно, но почему-то взрослые совершенно забывают о том, что дети должны еще и играть, ведь именно в игре они учатся общаться, взаимодействовать друг с другом.

Игра в дошкольном периоде является основным видом деятельности ребенка и оказывает большое влияние на его психическое развитие, а театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности, оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка.

Значение и специфика театрального искусства и его произведений заключаются в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живого воздействия художественного образа на личность. В связи с этим роль театра в развитии дошкольников является неоценимой.

Участвуя в театрализованных играх и представлениях, дети овладевают навыками выразительной речи, а также театральная деятельность способствует эмоциональному раскрепощению ребенка, помогает устанавливать контакт между ребенком и взрослым – это позволяет использовать театрализованную игру в нравственном воспитании детей.

Театрализованная игра – деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей, в ней нет отношений состязания. Как и в сюжетно-ролевой игре, это отношения сопричастности смыслу действий партнера по сценарию, дополнение их или просто независимые действия каждого ее участника.

Реальные отношения, являющиеся неотъемлемым элементом игры, представляют собой отношения между детьми как партнерами по совместной игровой деятельности и взрослым как возможным организатором и партнером. В функции реальных отношений входит планирование сюжета, распределение ролей, игровых предметов, контроль и корректирование выполнения ролей сверстниками-партнерами, то есть позиционное замещение. Такие отношения играют существенную роль в развитии коммуникативной и социальной компетентности ребенка, в его нравственном развитии.

Театрализованная деятельность является уникальным средством развития коммуникативных умений дошкольников. Театрализованные игры могут быть включены и в другие виды деятельности. Поскольку в основе театрализованных игр лежит сюжет, отражающий не только социальные отношения людей, но и законы природного мира, то целесообразно знакомить детей в процессе театрализованных игр не только с социальным, но и с природным миром, чувство сопричастности, создавать «образ мира», где мир или его фрагменты самоценны, берутся не сами по себе в их независимом существовании, а в отношении к человеку, его родовым и индивидуальным свойствам.

В процессе реализации комплекса занятий по театрализованным играм решаются следующие задачи:

  1. Способствовать развитию навыков произвольного общения в разных ситуациях со сверстниками, взрослыми и адекватному отношению к самому себе.
  2. Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т. д., согласовывать действия друг с другом, и взрослыми (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру).
  3. Формировать выразительность речи, вызывать желание произносить небольшие диалоги и монологи в театрализованной игре (в соответствии с сюжетом инсценировки, соблюдая при этом речевое поведение: дыхание, темп).
  4. Вызвать интерес к театрализованным играм, желание выступать вместе с коллективом сверстников и взрослых (педагоги, родители).
  5. Развивать мелкую моторику посредством изготовления декораций, масок героев сказок из бросового материала.

В нашем ДОУ были поставлены спектакли с детьми разного возраста. В результате чего была установлена положительная динамика межличностных отношений детей. Они стали дружными, сплоченными, а замкнутые дети через игру стали более раскрепощенными, гиперактивные, суетливые, наоборот, стали ответственнее относиться к себе, к поручениям.

Одним из условий успешного освоения детьми театрализованной деятельности, совершенствования речи является эффективное взаимодействие всех участников образовательных отношений. Огромную помощь в подготовке спектаклей оказали родители. Они готовили костюмы, причем многие взрослые очень творчески и ответственно отнеслись к изготовлению атрибутов к спектаклям. И родители, и дети с большим нетерпением ждали очередного спектакля. Все это сплотило наш небольшой коллектив.

Занятия театрализованными играми включают в себя не только постановку спектаклей, детям предлагается самостоятельно разыграть сценки, в которых разыгрываются маленькие сюжеты, используются настольный объемный и плоскостной театр, стендовый театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр кукол бибабо, театр на рукавичках и т.п.

Это еще раз доказывает, что театрализованная игра, являясь наиболее распространенным видом детского творчества, а именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, потому как театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

Театрализованная деятельность - это неиссякаемый кладезь для развития речи детей. Начинаем обыгрывать стихотворения, переходим к сценам, вершиной является драматизация, где дети должны говорить грамотно, раскрывая характер героев. Сочетать слова со сценическими действиями, что является сложным, особенно для закомплексованных детей. Для меня, воспитателя, важно провести непосредственно образовательную деятельность, развитие речи так, чтобы занятия были похожи на маленькие спектакли. И где я играю главную роль, а дети учатся быть артистами. У нас оживают куклы, медведи и т.д. Дети играют, надевают маски, превращаются, находятся в лесу, вокруг нас не столы и стулья, а сказочная страна.

В подготовке к представлению участвуют сами дети. Здесь подразумевается обсуждение его содержания, организация праздничной среды и распределение ролей. Когда дети являются действующими лицами, проявляется и упражняется их активная речь. Для того чтобы говорить хорошо всегда и при всех условиях, надо на только уметь говорить, но и надо приобрести привычку говорить публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.

Есть люди с богатым духовным содержанием, прекрасно владеющие речью, но настолько застенчивые, неуверенные в себе, непривычные к публичной речи, что достаточно двух – трех посторонних лиц, чтобы они не могли произнести ни слова. С этим надо бороться, развивать в детях уверенность в себе и доверие к своим силам. Привычку к публичной речи можно создать в человеке путем приучения его с малых лет к речи перед посторонней аудиторией. Это прекрасно реализуется в театрализованной деятельности. Важно, чтобы дети уже в детском саду прониклись сознанием, что они принимают участие в общей работе, что их действиями все заинтересованы, что они рассказывают и показывают нечто, что может и должно всех заинтересовать. Разыгрывая маленькие сценки, перевоплощаясь, у детей шлифуется речь, развивается уверенность в себе, находчивость, открывается простор для творчества.

Театральная деятельность - это эффективный способ формирования личности ребенка предшкольного возраста. Именно она призвана развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать его телесную пластичность и формировать творческую жизненную активность.  

Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д.

 

Список литературы:

  1. Баряева Л. Театрализованные игры-занятия с детьми. СПб., 2001.
  2. Брязгун А. Ф. Сборник сценариев для детского сада «Сказка в гости к нам пришла». СПб.: Детство – Пресс, 2015.
  3. Гальцова Е.А. Забавные истории обо всем на свете. Воронеж, 2008.
  4. Гончарова О.В. Театральная палитра. М.: ТЦ Сфера, 2010.
  5. Зимина И. Театр и театрализованные игры // Дошкольное воспитание 2005. №1.