Здоровьесбережение и здоровьеформирование детей и педагогов дошкольной организации

Киршул Юлия Леонтьевна
Тиунова Майя Михайловна

Заместитель заведующего по образовательной деятельности, МОУ "Рыбницкий детский сад №10 комбинированного вида", г. Рыбница Приднестровская Молдавская Республика

Заведующий, МОУ "Рыбницкий детский сад №10 комбинированного вида", г. Рыбница Приднестровская Молдавская Республика

 

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Киршул Ю.Л., Тиунова М.М. Здоровьесбережение и здоровьеформирование детей и педагогов дошкольной организации // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 22.10.2017).

Заказ № 40824


 

Первостепенной задачей в ДОО на протяжении многих лет является задача охраны жизни и здоровья детей, их физического развития. Для реализации задач физического развития большое внимание уделяется повышению двигательной активности детей и правильному ее регулированию. Системная работа по физическому развитию включает:

− утреннюю гимнастику;

− физкультурную работу;

− подвижные игры и игровые упражнения на улице.

Чтобы правильно выбрать методы индивидуальной работы с ребенком, изучить его характер и поведение, уровень развития двигательных функций, состояние здоровья, педагог строит физкультурную работу и игры на основе индивидуального подхода к детям.

В режим дня включены дыхательные упражнения: в утреннюю гимнастику, в процессе учебной деятельности, в упражнения после дневного сна, в физкультурную работу.

Для решения оздоровительной, воспитательной задач используются гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и т.д. Выполнение физических упражнений на свежем воздухе усиливает их эффективность. Проведение на прогулке физкультурной работы, игр и упражнений с повышенной активностью оказывает благоприятное воздействие на детей.

Существенное место в решении многогранных задач физического развития занимают различные формы активного отдыха: спортивные досуги, праздники, дни и недели здоровья. Они помогают создать оптимальный двигательный режим, который способствует повышению функциональных возможностей ребенка, улучшению его работоспособности и закаленности, является эффективным средством всестороннего развития и воспитания.

Систематически проводятся консультации для педагогов и родителей воспитанников по темам: «Двигательная активность детей в детском саду как необходимое условие их всестороннего развития», «Организация и проведение Дней здоровья», «Физическая культура в семье», «Подвижные игры на улице».

Осуществляемая работа по физическому развитию опирается на показатели здоровья, уровни физического развития, физической подготовленности и работоспособности воспитанников; не является чем-то новым или необычным; свойственна каждой дошкольной организации в той или иной мере. Однако вопросы здоровья и здорового образа жизни подрастающего поколения не становятся при этом менее актуальными.

Здоровье человека относится к числу наиболее интригующих, сложных и не утрачивающих своей актуальности проблем. Мнимая простота его обыденного понимания не должна вводить в заблуждение. Тема здоровья связана с фундаментальными аспектами человеческой жизни, имеет не только рациональнопрагматический, но и мировоззренческий уровень рассмотрения, соответственно выходит за рамки сугубо профессионального обсуждения [2, с. 257].

На сегодняшний день существуют определенные противоречия по осуществлению физического развития на всех ступенях образования. С одной стороны, физическое развитие подрастающего поколения является государственной задачей, пронизывая основные нормативноправовые документы образовательного, медицинского и спортивного направлений. С другой стороны, ни введение третьего часа физкультуры, ни введение норм ГТО, ни методические рекомендации по формированию культуры здорового питания воспитанников не способствуют улучшению здоровья детей.

По нашему мнению, пришло время пересмотреть акценты физического развития: от здоровьесбережения через здоровьеформирование к здоровьесозиданию. И, безусловно, в педагогической триаде: дети – родители – педагоги.

Что такое здоровьесберегающая технология? [3, с. 272]

1. Системное использование программ, приемов и методов организации образовательного процесса, не ухудшающего здоровье ребенка.

2. Использование педагогических технологий, направленных на укрепление и воспитание культуры здоровья ребенка.

3. Технология здоровьесбережения педагогов и родителей

Воспитание ценностного отношения к здоровью – одна из важнейших задач дошкольной ступени образования. Современные дети хорошо владеют умениями и навыками и требуют от взрослых помощи в определении смысла той деятельности, которую осваивают. Этот смысл и есть отношение к тому, что делают дети. От того, насколько этот смысл станет близок и понятен им, зависит качество и результат деятельности в целом, станет ли деятельность формальной, условной или осмысленной и устойчивой.

Для формирования мотивации к здоровому образу жизни,  необходимо эмоционально положительное отношение, интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения.

День здоровья – форма организации образовательной, воспитательной, здоровьесберегающей деятельности, вызывающая эмоциональный отклик,  как у детей, так и у взрослых. Регулярное проведение подобных акций способствует укреплению физического, психического здоровья, формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у дошкольников.

Проект: «День Здоровья в ДОУ»

Участники проекта – педагоги, дети дошкольных групп, родители.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (1 день).

Вид проекта: физкультурно-оздоровительный.

Цель проекта: Формирование интереса, эмоционально положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников.

Задачи проекта:

  1.   Обогащать и углублять представления детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье.
  2. Обогащать представления детей о гигиенической культуре.
  3. Развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья  окружающих людей.
  4. Обогащать двигательный опыт детей.
  5.  Заинтересовать родителей в сотрудничестве с ДОУ по сохранению, укреплению здоровья детей.

Педагогическое кредо проекта:

Здоровье ребенка превыше всего,

Богатство земли не заменит его

Здоровье не купишь, никто не продаст

Его берегите, как сердце, как глаз.

Ж. Жабаев

  1. Подготовительный этап

Работа с сотрудниками:

  • Разработать символику дня.
  • Оформить территорию детского сада   групповых помещений  плакатами, в  соответствии с темой дня, гирляндами флажков, шарами, лентами.
  • Заместителю заведующего по ОД  разработать тематический план работы с детьми, родителями и сотрудниками в течение всего дня;
  • Педагогам разработать индивидуальный  план работы на группу.
  • Медсестре разработать  «Здоровое»  меню.

Работа с родителями:

  • Провести анкетирование на тему: «Здоровый образ жизни»;
  •  Медсестре разработать тематические буклеты «Здоровый образ жизни!», «Формирование здорового образа жизни у детей!»;
  • Воспитателям  подготовить информацию  в родительские уголки: «Витаминная Страна», «Энциклопедия здоровья», «Здоровый образ жизни в семье!»;
  • Привлечение  к  участию в совместных мероприятиях.

Работа с дошкольниками:

  • Чтение художественной  литературы о спорте, физкультуре, о здоровом образе жизни и т. д.;
  •  Разучивание загадок, песен на спортивную тематику;
  • Рассматривание иллюстраций с изображениями разных видов спорта;
  •  Беседы и занятия с детьми о здоровом образе жизни, о сохранении здоровья, полезной пище и витаминах;
  • Просмотр мультфильмов и  видео роликов по ОБЖ;
  • Подбор спортивного инвентаря и музыкального сопровождения.
  • Оформить в  группах  фотовыставки, фотогазеты: «Спорт в жизни детей», «Быть здоровыми хотим».

2. Основной этап

План мероприятий

«Путешествие в страну спорта!»

Заключительный  этап

- Собрать детские комментарии,  высказывания о Дне Здоровья.

- Оформить выставку фотографий.

- Сделать презентацию.

 

Ожидаемые результаты:

- Повышение педагогического мастерства педагогов в вопросах физического развития и валеологического  воспитания, развитие большего внимания организации оздоровительной работы в группах ДОУ

-Увеличение запаса валеологических  представлений, познавательных и коммуникативных умений дошкольников по теме проекта.

- Повышение заинтересованности родителей в ведении здорового образа жизни своего и ребенка.

Список литературы:

  1. Леван Т.Н., Осокина Е.С. Формирование здорового образа жизни обучающихся как реализация социализирующей функции образования. М, 2015. 577 с.
  2. Малярчук Н.Н. Концептуальные основы здоровьесозидающего воспитания. М, 2015. 577 с.
  3. Орехова Т.Ф. От здоровьесбережения к здоровьетворению в образовательном пространстве. М, 2015. 577 с.