Формирование связной речи дошкольников в процессе ознакомления с сезонными изменениями с использованием дидактических пособий

Ёркина Надежда Ивановна

Воспитатель, МБДОУ Детский сад № 15 "Радость", г.Саров, Нижегородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Ёркина Н.И. Формирование связной речи дошкольников в процессе ознакомления с сезонными изменениями с использованием дидактических пособий // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 24.04.2024).

Заказ № 40621


 

Согласно ФГОС ДО «Речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры, развитие связной, грамматически правильной диалогической монологической речи…»

Целевые ориентиры определяют, что на этапе завершения дошкольного образования ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, для построения речевого высказывания в ситуации общения.

Исследования Дорониной Татьяны Николаевны показывают, что умение связно говорить, осознавая речь и её строение, возможно только в процессе серьёзной работы, создавая определённые условия обучения, и развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путём систематического обучения на занятиях, а также в процессе повседневной жизни.

Тихеева Елизавета Ивановна считает: «Связная речь неотделима от мира мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, чёткой, логичной речи. По тому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития».

Леонтьев Алексей Николаевич, рассматривая речь, пишет: «Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь, учась мыслить».

Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно, точно, грамматически правильно и образно. Единицей связной речи является высказывание, которое формируется от простых структур к более сложным. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного развития ребёнка.

Поэтому необходимо уделить внимание организации тех видов самостоятельной деятельности детей, которые более всего стимулируют детей на высказывания.

Чтобы ребёнок научился общаться , выражать понятно свои мысли, умело объяснять, следует формировать у него интерес к видам деятельности, где приходится много говорить, задавать вопросы, излагать ход и правила игры.

Чтобы связно рассказать о чём-нибудь, ребёнок должен ясно представлять объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные признаки, устанавливать различные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящим для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения: с однородными членами, сложноподчинённые и сложносочинённые.

Природа помогает наглядно и доступно продемонстрировать причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь и взаимозависимость предметов и явлений. Дети учатся наблюдать, выделять эти связи и объяснять наблюдаемое, что оказывает значительное влияние на развитие их мыслительной деятельности. В процессе познания природы дети осваивают грамматические категории, которые помогают им анализировать предмет и явление с разных сторон. В связи с этим, создаются условия для развития связной речи и формирования таких её качеств как последовательность, логичность и доказательность. Ребёнок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

В вязи с этим перед нами встала задача подобрать такие методы и приёмы, которые способствовали бы более эффективному развитию связной речи. Все методы общеизвестны и они на слайде. А также необходимо было создать условия для ситуации развития детей, определённые ФГОС ДО:

  1. поддержка индивидуальности и инициативы детей.
  2. свободный выбор деятельности.
  3. создать условия для самостоятельной деятельности.
  4. учитывать интересы детей.
  5. взаимодействие со сверстниками.

Наглядность является одним из необходимых условий развития грамматически правильной связной речи ребёнка. Поэтому при включении в работу игр сравнительно легче добиться от детей  усвоения материала. Причём, необходимо создать такие условия, которые определяют свободный выбор деятельности детьми, а также обеспечить поддержку детской инициативы и самостоятельности.

Для поддержания интереса и развития познавательной активности необходимо использовать игры различной вариативности.

На наш взгляд пособия, которые мы здесь представили, отвечают этим требованиям, потому что по результатам работы речь детей стала грамматически правильной, рассказы детей стали развёрнутыми, содержательными. Дети в речи стали употреблять сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, предложения с однородными членами. Расширился словарь детей.

Для работы с детьми я изготовила такие дидактические пособия как:

  • Мнемотаблица
  • Мнемокубы
  • Мнемодорожки
  • Логический круг «Времена года»
  • Модель круг «Времена года»
  • Книга «Времена года»
  • «Четыре времени года»
  • «Времена года» на фланелеграфе

«Улитка»

«Театр погоды»

 

Чудо-дерево «Времена года»

Мнемотаблица является методом эффективного запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Она облегчает детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана схемы делает рассказы чёткими, связными и последовательными. В процессе работы с мнемотаблицей я использую такую дидактическую игру как: «Составь рассказ», а в работе с мнемокубами-дидактические игры «Путаница», «Подбери правильно», «Составь рассказ», «Что перепутал Незнайка». При использовании этого пособия дети научились связно, последовательно, логично составлять рассказ.

Пособие «Улитка» помогает детям расширить словарный запас словами признаками, действиями, наречиями и словами, обозначающими предметы. Дидактические игры: «Назови нужное слово», «Скажи правильно», «Какое слово спряталось».

Пособие «Логический круг» я использую для сравнения одного явления в разное время года.

Например: осенний дождь холодный, а летний-тёплый.

Дидактические игры: «Сравни», «Скажи правильно», «Подбери сравнения».

Это пособие подразумевает, что дети должны составлять сложносочинённые предложения, что с трудом давалось детям. Ответы детей были односложные. После целенаправленной работы дети без труда составляют сложные предложения.

Чтобы дети смогли проследить за одним явлением в разные месяцы сезона, я использую в работе с детьми пособие в виде круга в котором находятся цветные модели-круги сезонов, у каждого сезона своя цветовая гамма, и каждый сезон разделён на месяцы. Дети должны правильно прикрепить прищепки с символами не только к нужному времени года, но и месяцу.

Дидактические игры: «Путаница», «Исправь ошибку Незнайки», «Что изменилось», «Найди ошибку», «Что неверно?».

Книга «Времена года» развивает у детей мелкую моторику, внимание, речь. При составлении рассказа есть несколько вариантов работы с книгой: ребёнок может действовать с героями данной страницы и сопровождает текстом или всё снимается со страниц.

Дидактические игры: «Составь рассказ», «Когда это бывает?», «Путаница», «Придумай предложение». При составлении рассказа  увеличилась последовательность событий. Если раньше она состояла из двух компонентов (н-р: светит солнце, а потом идёт дождь), то теперь дети могут выстроить полноценный рассказ.

Пособие «4 времени года» расширяет и обогащает словарь детей, развивает внимание, мышление, память, мелкую моторику. Дети учатся подбирать нужные знаки-символы к каждому времени года, проговаривая свои действия.

Дидактические игры: «Подбери правильно символы», «Когда это бывает?», «Что неверно?», «Что получится?», «Что изменилось?», «Найди ошибку». При подготовке мы вместе с детьми придумывали символы, обозначения, которые впоследствии я использовала в пособии. Благодаря этому, дети научились обозначать знаками явления природы, признаки времён года.

Также для развития связной речи я использую пособие «Времена года» на фланелеграфе. Это пособие для составления описательных и сравнительных рассказов, что способствует уточнению и расширению представлений дошкольников о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в живой и неживой природе. Это пособие позволяет реализовать сразу 4 задачи:

  1. Обогащение словаря ребёнка.
  2. Развитие связной речи в процессе обучения рассказыванию.
  3. Развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания).
  4. Формирование пространственно-временных представлений.

Дидактическая игра: «Составь рассказ».

Пособие – дерево «Времена года» способствует эффективному запоминанию времён года, закрепляет знания детей о сезонных изменениях в природе, о характерных признаках каждого сезона. Закрепляет умение сравнивать, находить сходства и различия. Формирует навык составления рассказа о сезонных изменениях, развивает память, мышление, воображение, интерес к живой природе. Воспитывает у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разном времени года.

Возросшая к старшему возрасту наблюдательность, а также накопленные детьми знания об изменчивости погоды позволяют использовать «Театр погоды» - это условные обозначения (изображения) погодных явлений.

Развитие связной речи неотделимо от решения такой задачи речевого развития, как формирование связной речи. Для того, чтобы ребёнок научился употреблять в речи распространённые, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, я использую мнемодорожки. С помощью мнемодорожек дети учатся составлять предложения, используя знаки-символы, буквы и предлоги.

Дидактические игры для работы с этим пособием:

«Составь предложение», «Составь рассказ», «Доскажи словечко», «Дополни предложение», «Придумай предложение», «Закончи предложение», «Что перепутал Незнайка», «Что сначала, что потом».

Система современных дидактических пособий для развития связной речи-это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети речевые навыки обстоятельно или поверхностно и умеют ли они их применять, когда это нужно. Дети усваивают грамотно организованную речь тем полнее, чем шире её можно применить на практике.