Здоровьесберегающие технологии

Репина Динара Салаватовна

Учитель,  МАОУ "СОШ №2", Республика Башкортостан, г. Стерлитамак

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Репина Д. С. Здоровьесберегающие технологии // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 39623


 

Дети с ЗПР имеют ряд специфических особенностей. Для многих характерна повышенная конфликтность, гипо - или гиперактивность, нервозность, наличие страхов, а также агрессивность и враждебность по отношению к окружающим. Многие дети с ЗПР до пятилетнего возраста воспитывались только в семье и не имеют навыков межличностного общения со взрослыми, некоторым детям присущи аутичные черты. Поэтому важно до прихода ребенка в учреждение изучить его биологический, семейный и социальный анамнез и выявить уровень физического и нервно-психического развития, а также уровень функционального состояния органов и все индивидуальные особенности. Обязательно наладить контакт с родителями и расположить их к дальнейшему сотрудничеству.

Режим дня

Для школьников с ЗПР режим дня должен быть гибким. Такие дети нуждаются в длительном сне, дозированных умственных и физических нагрузках и полноценном отдыхе. Для проведения оздоровительных и лечебных процедур, а также организации коррекционно-педагогического процесса и дополнительных занятий в кружках требуются определенные временные затраты. Очень важно четко регламентировать их по продолжительности, содержанию и количеству в день с учетом психологических и возрастных особенностей ребенка.

В условиях Крайнего Севера время, рекомендуемое для прогулок, полностью используется только в весенне-летний и летне-осенний период. Недостаток двигательной активности зимой надо компенсировать хорошо продуманной игровой деятельностью в помещении. Можно использовать физкультурные залы, коридоры, приемные комнаты и так далее. В норильских школах дети бегают и играют в помещениях со сниженной температурой (+13...+15 градусов) по 30-50 минут в день. В это время они одеты в теплые шерстяные костюмы, вязаные шапочки.

Учитывая нервно-психическую слабость детей с ЗПР, важно правильно организовать их сон, так как во время сна восстанавливается энергетический потенциал ЦНС, а недосыпание ведет к развитию неврастении и снижению иммунитета. Перед сном необходимо строго соблюдать график проветривания, не вовлекать детей в игры, вызывающие сильное эмоциональное возбуждение.

В полярные зимние сумерки (ноябрь, декабрь, январь), в связи с отсутствием солнечного света,

резкими перепадами температуры и атмосферного давления, ухудшается самочувствие детей (снижаются показатели потребления организмом кислорода). В это время необходимо увеличить сон детей на 30-40 минут, уменьшить умственные нагрузки и позволить детям больше двигаться.

Во время полярного дня (май, июнь, июль), когда возрастает двигательная активность, можно отказаться от дневного сна при условии, что дети будут раньше ложиться спать вечером.

Чтобы не допускать переутомления, надо правильно составлять расписание занятий. В первую половину дня проводить не более двух занятий, требующих повышенной познавательной активности. Занятия познавательного характера лучше сочетать с занятиями динамического характера. Во второй половине дня занятия надо планировать не чаще, чем два-три раза в неделю, в дни наиболее высокой работоспособности - вторник и среду. Не должно быть подряд занятий однотипных по характеру и требующих статических и зрительных нагрузок. Целесообразно использовать преимущества интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность.

Длительность занятий в первый год обучения детей — 35 минут, второй год обучения – 40 минут. Между занятиями следует делать динамические паузы по 15 минут.

Психологическая гигиена и профилактика

Эмоции ребенка - это его рассказ окружающим о своем состоянии. Школьники с ЗПР отличаются эмоциональной незрелостью и высокой возбудимостью нервной системы, у них наблюдаются аффективные вспышки, частые смены настроения, высокая утомляемость.

Одна из задач, стоящих перед МОУ компенсирующего вида, это охрана нервно-психического здоровья детей. Главное средство психогигиены -создание условий:

• для преобладания у детей жизнерадостности и бодрости, веры в себя, в свои силы и возможности;

• для организации увлекательной деятельности;

• для соблюдения охранительного режима сна, питания, деятельности ребенка, биологического ритма.

Основные задачи психогигиены

1. Выявлять факторы, способствующие возникновению у детей невротических состояний и плохого самочувствия.

2. Гармонизировать детско-родительские отношения в семье.

3. Организовать специальные игровые комнаты для проведения психокоррекционной и рекреационной деятельности, создать комнату психологической разгрузки.

4. Создать особую предметно-развивающую среду.

5. Разработать индивидуальную систему психологической защиты для каждого ребенка.

Система поощрений и наказаний должна быть очень гибкой. Наказание не должно унижать ребенка. Необходимо избавлять детей от вредных привычек, поддерживать их успехи, помогать им осознавать свои достижения.

 Рекомендации педагогам, работающим с детьми с ЗПР:

• принимайте этих детей такими, какие они есть;

• не сравнивайте их с окружающими;

• проявлять в работе с ними доброжелательность и терпеливость;

• оставляйте за порогом дома свое настроение, не разрешайте себе раздражаться, лгать, притворяться;

• поощряйте ребенка как можно естественнее и теми способами, которые больше всего нравятся ему;

• хвалите его даже тогда, когда у него ничего не получается.

Самое главное в работе с эмоционально неблагополучными детьми - уметь создать такие условия, чтобы он уходил от вас спокойным, с положительным настроем.

Двигательная активность

Физическое развитие школьников с ЗПР имеет свои особенности. Они часто физически ослаблены, для них характерны обменно-трофические нарушения, дефицит или избыток веса. Многие имеют функциональные нарушения сердечно-сосудистой деятельности, хронические заболевания. Дети с ЗПР быстро утомляются, при выполнении заданий у них часто возникают непроизвольные лишние движения, наблюдается поверхностное и неритмичное дыхание. Нарушена общая моторика, особенно ациклические движения при лазании, прыжках, метании. Заметно низкие показатели силы, ловкости, скорости. Дети с ЗПР не способны к длительным волевым усилиям. Нарушения эмоционально-волевой сферы проявляются у них в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости и негативизме, раздражительности. Физические упражнения для таких детей - не просто укрепление здоровья и развитие двигательных навыков. Они помогают им восстановить умственную работоспособность, снимают нервно-эмоциональные нагрузки, благоприятно сказываются на психическом развитии. Работу по развитию движений надо начинать с привития интереса к занятиям физической культурой, организовать работу в игровой, занимательной форме, терпеливо обучать элементарным движениям. Например, выработка равновесия начинается с ходьбы по линиям, начерченным на полу, затем это упражнение выполняется на повышенной площади опоры, позднее добавляется перешагивание через предметы, лежащие на полу, затем на скамейке. Для дальнейшего развития равновесия включается ходьба по уменьшенной площади опоры (кубики, кирпичики и так далее).

При обучении детей с ЗПР ходьбе и бегу, лазанию и перелезанию большие трудности создает плохая координация движений. Из-за быстрой утомляемости и слабого физического развития дети с большим трудом усваивают упражнения на выработку правильной осанки. В таком случае полезны упражнения с грузом в руках (мешочки с песком, гантели), ходьба с удержанием груза на голове, упражнения у вертикальной стены, когда ребенок касается ее пятками, икроножными мышцами, ягодицами, лопатками и затылком. Удерживать позу необходимо в течение нескольких секунд, сначала стоя, а затем во время ходьбы.

Для укрепления сводов стопы, мышц ног можно использовать движения танцевального характера: приставные шаги, ходьба на пятках, имитационная ходьба, подскоки...

Чтобы снять у ребенка эмоциональное напряжение, боязнь, что что-то может не получиться, надо после обучения предоставить ему свободу попробовать все новые упражнения самостоятельно, в своем темпе и ритме. Для поддержания интереса задания необходимо обыгрывать, желательно объединять одним сюжетом («Школа космонавтов», «В поисках клада», «Подводное царство» и так далее). Азарт игры помогает детям преодолевать страх перед новым действием.

На всех занятиях необходимо учить детей проговаривать задания, называть выполняемые действия, повторять вслед за педагогом слова-термины, учить замечать свои ошибки и ошибки товарищей, выполнять упражнения по образцу, подражанию, речевой инструкции. Речь является мощным коррекционно-развивающим инструментом, который объединяет образы-представления между собой, соединяет психические процессы, активизирует осознание ребенком процесса и результата своей деятельности. Такая система обучения необходима для того, чтобы выработать у детей неразрывную связь между словами, зрительным образом и мышечным ощущением.

Во все занятия необходимо включать действия с предметами (мячи разного размера и назначения, обручи, кубики, мелкие предметы и др.). Такие действия развивают точные движения, функции захвата и удержания.

Все дети эмоционально отзываются на музыку. Во время ее звучания у детей появляется желание двигаться. Она повышает их эмоциональный тонус, создает бодрое, радостное настроение. Музыку целесообразно использовать там, где необходимо задать темп и ритм движения. Музыка помогает создать образ. Создание образов - процесс очень сложный. Он предполагает «изменение ребенком самого себя», управление многими произвольными актами, отвлечение от реальности. Поэтому лишь научившись целенаправленно сочетать мимику, позу, жесты, движения тела, дети с ЗПР смогут создавать игровые образы животных и людей.

Еще Н.П. Вайзман говорил: «Мышцы ребенка не разовьются, пока не разовьется его воля». Поэтому важным элементом нашей работы стало формирование у детей таких качеств, как самосознание, саморегуляция, самоконтроль, а также развитие произвольного внимания, умение преодолевать препятствия, самостоятельно выбирать способ действия в зависимости от условий. (Неширокую канавку можно перепрыгнуть с места или с разбега; над ручейком спокойно пройти, ставя ступни одну перед другой; переходя по двум жердочкам, положенным параллельно, придется ноги расставить пошире, а по бревну безопаснее пройти боком приставными шагами.)

Во все виды двигательной деятельности необходимо включать упражнения на дыхание. Их лучше начинать с выдоха, имитирующего, например, задувание свечи, с произнесением звуков ф-ф-ф, с-с-с, о-о-о. Следить за тем, чтобы выдох был длительным и полным, не прерывался даже для незначительного вдоха. Желательно, чтобы дыхательные упражнения носили имитационный характер («Лес шумит», «Вертолет», «Гуси летят» и так далее).

При создании режима двигательной активности учитывается природно-климатические условия. Биологический ритм, охватывающий сентябрь и октябрь, характеризуется достаточно высокой двигательной активностью детей. Дети возвращаются после летнего отдыха с высоким уровнем общей выносливости. Поэтому в этот период основное внимание уделяется развитию скоростных качеств, упражнениям на развитие подвижности суставов. В период (ноябрь, декабрь, январь) физическая работоспособность детей снижена, наступает период естественной гиподинамии. В это время надо больше уделять внимания движениям аэробной направленности. Длительные, равномерно повторяющиеся циклические упражнения (бег, прыжки, плавание) рассматриваются как наиболее важный компонент двигательного режима, который способствует нормализации работы сердечно-сосудистой, дыхательной систем, повышению умственной и физической работоспособности. При этом все нагрузки должны быть строго дозированы по частоте сердечных сокращений.

Биологический ритм, охватывающий февраль, март, часть апреля - наиболее сложный период года. Продолжают снижаться показатели общей и скоростной выносливости. У детей отмечается авитаминоз, ухудшается физическая и умственная работоспособность. В этот период мы уделяем больше внимания движениям циклического характера, упражнениям на снятие психического напряжения, развитие ловкости, играм с мячом, развитию координационных способностей.

Чтобы не допустить физических перегрузок на фоне общей ослабленности организма, включается больше игр средней и малой подвижности.

 

«Занятия здоровья»

Цель «занятий здоровья» - подвести детей к пониманию целостности человеческого организма, к единству духовного и физического, сформировать потребность в здоровом образе жизни.

Ребенка знакомят:

• с самим собой, своими внутренними потребностями и возможностями, элементарными навыками гигиены в повседневной жизни;

• с приемами правильного дыхания, элементарными дыхательными упражнениями и способами регуляции своего поведения через дыхание;

• с приемами самомассажа (для профилактики простудных заболеваний, для снятия напряжения и повышения работоспособности);

• с приемами элементарной медицинской помощи;

• с правилами безопасного поведения на улице и в природе, при встрече с незнакомыми и малознакомыми людьми.

В процессе обучения у детей формируются:

• навыки поведения в социуме;

• представления о полноценном, сбалансированном и здоровом питании;

• представления о значении двигательной активности в жизни человека;

• представления о правильных действиях в экстренных ситуациях (вызов «скорой помощи», обращение за помощью к другому человеку и др.);

• представления о взаимосвязи здоровья человека с природными и погодными явлениями (о роли солнечного света, воздуха и воды для жизни человека);

• элементарные представления о применении лекарственных растений для оказания первой помощи и навыки их использования. Включение в «занятия здоровья» игр, упражнений и заданий, направленных на формирование навыков самомассажа, релаксации, охраны зрения, выработку правильного дыхания, а также использование арттерапии, смехотерапии, кинесиологии, способствует оздоровлению детей.

Организация правильного дыхания очень важна для здоровья, так как при дыхании увеличивается объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, развивается подвижность грудной клетки, что увеличивает снабжение кислородом мозга и обеспечивает лучшую работу всех органов. Ритмичное замедленное дыхание успокаивает и помогает расслабиться.

Расслабление - это забота о себе самом, помощь самому себе, создание условий для нормальной работы всего организма. Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, снимает напряжение со всех органов, восстанавливает силы и здоровье.

Самомассаж помогает перезарядить энергию организма, освободиться от усталости. Рефлексотерапия способствует выработке антител и активизации эндорфинов, оказывает успокаивающий эффект.

Гимнастика мозга интегрирует и усиливает связи между полушариями, активизируя миелин в нервных волокнах мозга, который осуществляет и ускоряет нервные трансмиссии.

Использование арт-терапии (музыкотерапии, изотерапии и др.) не только способствует снятию нервно-психического напряжения, но и приносит ребенку радость, транслирует организму положительную энергетику, которая благоприятно влияет на здоровье, самочувствие и формирование личностных качеств.

Немаловажную роль играет и смехотерапия. Здоровый смех улучшает настроение, снимает напряжение, способствует выработке правильного дыхания, усиливает перистальтику и движение диафрагмы, активизирует все жизненно важные процессы в организме.

Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, прочувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, личной гигиены, активного образа жизни. В процессе общения с детьми педагог может использовать элементы позитивного самовнушения. Радостное, оптимистическое настроение должно быть преобладающим эмоциональным фоном для любых видов взаимодействия.