Белоснежка и семь гномов: НОД по математике средняя группа

Чулева Ольга Евгеньевна

Воспитатель,  МБДОУ №20 "Светлячок", г. Салехард, ЯНАО

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Чулева О.Е. Белоснежка и семь гномов: НОД по математике средняя группа // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 22.10.2017).

Заказ № 36963


 

Цель: Упражнять в умении свободно пользоваться планом, соотносить реальное пространство с планом. Способствовать усвоению на конкретных примерах понятий "быстро", "медленно", ориентируясь на темп звуков музыки, характер передвижения животных, скорость выполнения задания.

Материал:

Занятия лучше проводить на участке, где спрятаны шапочки гномов, по заранее намеченному плану. На участке лежит плоскостной домик, на бортиках песочницы стоят  счетные палочки. В песочнице - 7 лопаток, около него большой и маленький таз с водой. Плошки по количеству детей. Музыка заранее подготовленная, под которую передвигается черепаха, улитка, червяк дождевой, заяц, воробей, лиса, волк; 7 шапочек масок этих животных; 7 карточек планов-заданий, по которым  они  должны  найти свою шапочку гнома. Большая книга "Белоснежка и семь гномов".

Ход занятия

Дети сидят на пенечках на поляне вокруг воспитателя и слушают сказку.

- Сегодня к нам пришла в гости сказка. Слушайте и помогайте мне ее рассказывать.

... Жили - были на свете король и королева. Родилась у них дочка принцесса. Такая  беленькая-беленькая, как снег. Как ее звали? Ответы детей.

... Вскоре королева мать умерла. Король женился  на  другой. Новая королева была очень злой и прогнала Белоснежку со двора. Что же оставалось Белоснежке делать?

Шла, шла девочка и забралась в большой лес  (Входит Белоснежка, садится на пенек и плачет)

-Что случилось Белоснежка?

Придется мне теперь в лесу жить, а я никого не знаю здесь.

Только слышала, что здесь живут маленькие  добрые человечки - гномы. А вы с ними не знакомы? Я слышала, что живут они в подземных лабиринтах, по которым без плана не пройдешь.

- Белоснежка, а нет ли у тебя этих планов? Наши ребята тебе бы помогли отыскать гномов. Правда, ребята?

Белоснежка раздает всем ребятам планы-задания,  по которым они ищут гномов. У каждого свой план, где стрелкой отмечено направление и объекты участка - геометрическими  фигурами, а сюрприз отмечен шапочкой. Кто находит по плану шапочку, становится гномом. Воспитатель помогает найти сюрприз, задавая вопросы ребенку:

-Что отмечено стрелкой? А, что обозначено прямоугольником? (Веранда)

- Значит надо идти за веранду, с какой стороны? (Слева) и т.д.

А Белоснежка хвалит их и помогает надеть шапочки.

-Вот мои друзья - гномы,  - говорит Белоснежка, - как я рада.

- Где, же мы с вами будем жить?

Воспитатель предлагает детям построить дом, который бы они сами хотели.

С начало, дети планируют дом, а потом начинают на бортиках песочницы выкладывать его из счетных палочках.

-Какие красивые дома у вас на планах. А в нашем лесу уже был  точно такой же дом. Только его нужно починить. Помогите мне, ребята, пожалуйста – говорит Белоснежка.

Дети поднимают лежачий на земле дом  и укрепляют его. Затем рассматривают. Стены дома квадратные – как проектировали в своих домиках. Крыша треугольная, окно круглое и т.д.

- Вы хотите жить в этом доме? – Заходите.

 Так и жили: Белоснежка и 7 гномов в этом лесном доме. Жили дружно, вместе работали, ухаживали за лесом, оберегали его. Каждое утро Белоснежка будила своим звонким, веселым голоском:

Доброе утро, гномики! Проводится физминутка по усмотрению воспитателя.

Белоснежка и гномы были добры к лесу, то у них было много друзей-животных. Однажды все звери решили сделать подарок Белоснежке. Они собрались все вместе, договорились о подарке и отправились к Белоснежке. Но получилось так, что гости пришли все неодновременно. Они тянулись целый день.

- Как вы думаете, почему? Ответы детей

-Кто из зверей мог прийти первым? Ответы детей

-Кто мог прийти позже всех? Ответы детей.

- А кто придет позже всех? Кто медленнее всех передвигается? Ответы детей.

- Кто позже всех пришел или приполз? Ответы детей

Те, кто приходил попозже расстраивались. Ведь они вышли все вместе.

- А почему? Ответы детей

А чтобы не расстраивались, Белоснежка предложила поиграть.

Дети надевают маски,  и под музыку начинают передвигаться (дети внимательно слушают темп музыки и передвигаются).

Белоснежка просит помочь ей приготовить песок, чтобы показать, как можно с ним играть. Звери, которые медленно ходят, должны насыпать маленькую кучу песка в песочнице, а другие должны насыпать большую кучу песка. (Сравнивают, кто быстрее справился,  и выясняют причину).

Еще одна просьба Белоснежки:

- Надо полить эти кучи песка. Сколько воды  нужно для маленькой кучи? Какой таз возьмут улитка, червяк и черепаха?

- А для большой кучи песка, какой таз с водой нужен? Почему?

- Кто полил быстрее? Почему?  (Обобщение воспитателя)

- Ой, молодцы, спасибо. Песок готов, чтобы с ним поиграть. Белоснежка показывает, что можно сделать с мокрым песком какие постройки.

Белоснежка прощается и уходит.

Так и живут в сказочном лесу -  звери, птицы, насекомые с Белоснежкой и гномами.

- А вам ребята понравилось в лесу? Сегодня вы, узнали некоторые секреты леса, особенности его обитателей. Значит, будите любить и беречь лес.