Говоря о ценности народного искусства...

Ляпина Марина Анатольевна

Воспитатель, МБДОУ № 1 д/с "Солнышко", Сахалинская обл., г. Холмск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Ляпина М.А. Говоря о ценности народного искусства... // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 14.12.2017).

Заказ № 37037


 

«Искусство… глубоко захватывает

различные стороны психики человека –

не только воображение и чувство, …

но и мысли, и волю. Отсюда его огромное

значение в воспитании нравственного

чувства и формировании мировоззрения».

Теплов Б. М.

Я глубоко убеждена, что мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Необходимо ощущать духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней. Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим творческую личность. А чтобы это произошло, по-моему мнению, очень важно, чтобы в период становления личности ребенка, в период формирования его творческих способностей рядом был чуткий и опытный педагог. Чтобы педагог мог повлиять на ребенка, оставить в его душе глубокий след, вызвать устойчивый интерес к народному искусству, необходимо, чтобы этот прекрасный народный источник изливался из сердца самого воспитателя.

Как восхищает меня деревянная посуда, расписанная мастером из Хохломы, по красоте и убранству она драгоценной посуде ровня, она нарядна, жизнерадостна, прекрасна.

А какие изумительные игрушки делали народные мастера на забаву и потеху ребятишкам. Матрешки! Каждая мал мала меньше – чем не забава спрятать всех в одну? Все глазастые, румяные, нарядные.

Для пущей забавы мастер делал игрушки движущимися. Вот медведь стучит молотком по наковальне или пилит дрова с мужиком.… А Дымковские глиняные индюки, барышни, барашки, кони в ярких горошках, колечках, кружочках, полосках – это просто восхитительно!

В силу художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности.

Как-то, готовясь к занятию, решила вылепить индюшку, петушка, барышню и расписать их в стиле дымковской росписи. Были сомнения: будет ли детям интересно это занятие, понравятся ли игрушки, которыми играли когда-то на Руси. Каким же было мое изумление, когда я увидела реакцию детей! Они были в восторге! Их вопросам не было конца, они хотели играть с ними снова и снова. Рассматривая игрушки, дети получили удовольствие от ярких, жизнерадостных цветов, разнообразия видов игрушек, у них возникло стремление самим научиться создавать прекрасное. Лепка подобных игрушек доставила им большую радость. Я заметила, что дети получили и эмоционально-положительное подкрепление в виде успешности осуществляемой деятельности. Многие чувствовали, что у них работа сорится, а значит, они научились, они умелые, на их лицах – удовольствие.

Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. В результате уходят тревожность, страх, появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенность в своих силах, ощущение радости.

На протяжении многих занятий я видела, что интерес детей к декоративному искусству не иссякает, и я пользуюсь этим интересом, чтобы помочь детям развить их творческие способности. А в декоративном искусстве заложен огромный потенциал для этого. Дымковская, хохломская, гжельская, городецкая и другие росписи содержат в себе большое количество различных элементов, которые комбинируя и сочетая, можно использовать при создании собственного произведения, а следовательно, формирует мышление, воображение, самостоятельность, творчество.

Кроме этого, народное искусство тесно связано с речью. народные колыбельные песни, частушки, потешки, игры – забавы, пестушки, поговорки, загадки, пословицы, сказки вызывают эмоциональный отклик у детей, они с радостью усваивают их, в результате чего становится ярче и образнее их собственная речь.

Велико значение народно-прикладного искусства. В процессе этой деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетических чувств, таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, которые важны для овладения различными знаниями не только в детском саду, но и в школе.

Освоение трудовых умений и навыков связано с волевыми качествами: вниманием, упорством, выдержкой. Воспитываются умение трудиться, добиваться желаемого результата. Обогащается представление о творчестве народного мастера, о необходимости добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе. А это немало!