Горошинки цветные и Волшебница-Музыка (музыкальный досуг для детей старшей группы с диагнозом общее недоразвитие речи)

МБДОУ детский сад № 11, Кировская обл., г. Кирово-Чепецк

Музыкальный руководитель

Победитель Всероссийского конкурса для педагогических работников дошкольных организаций "Лучший конспект в детском саду"

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5-2008):

Пермякова Н.Н. Горошинки цветные и Волшебница-Музыка (музыкальный досуг для детей старшей группы с диагнозом общее недоразвитие речи) // Совушка. 2015. N1. URL: http://kssovushka.ru/articles/e-sovushka.2015.n1.00031.html (дата обращения: 29.03.2024 ).

Дидактическая цель: создать условия для развития музыкальности детей. Способствовать формированию ярких впечатлений и радостного настроения через использование игровой технологии и техники развивающего обучения.

Образовательная задача: устанавливать ассоциативные связи между миром фантазии и миром реальности. Обучать пониманию смысла слова "цветной", соотносить его с эмоционально-образным содержанием музыки.

Коррекционно-развивающая задача: развивать музыкальность через объединение различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных в процессе овладения макро- и микродвижениями (кисти, пальцы рук) и творческой активности в движении, в рисунках по замыслу, развивать активный словарь, воображение.

Воспитательная задача: создать условия для проявления коммуникативных навыков, дать возможность почувствовать уверенность в своих силах, умение чувствовать и передавать другим детям эмоциональный подъём, радость от самовыражения через музыкально-ритмические движения.

Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, психолого-педагогическая поддержка.

Форма организации: фронтальная, парная, индивидуальная.

Средства обучения: фонограммы детских песен (музыкальные диски), "живая" музыка (игра педагога на фортепиано), игровой (раздаточный) музыкальный и поэтический материал, Тучка-Сердючка, султанчики синего цвета, цветные шары-горошины, цветные палочки, рисунки (предварительное изобразительное творчество детей и родителей – превращение горошины в образ),  вязаные грибочки, улыбка для тучки, яркие элементы в одежде детей и взрослых.

Методические  ресурсы: фонограммы  композиторов A. Флярковского,  В.Шаинского, А.Варламова, Ю.Энтина ; журнал "Музыкальная  палитра" №2-2008 год; Нотный и  поэтический  материал ( композиторы  Н.Бордюг, Ю. Слонов, М. Глинка, Л. Гусева, И.Павленко, поэтесса О.Теплова; личная  литературная  импровизация)

На  занятие  дети  приходят  нарядными: у  девочек  косынка  или  шарфик , у  мальчиков  козырек – бейсболка  или  большая  "бабочка"- галстук  в  разноцветный  "горошек".

У  боковой  стены  зала  расположена  "цветная   галерея" , на которой    рисунки  детей  и  родителей  на  тему "Преврати  цветные  круги-горошины  в  красивый  узор" ( горошина - солнце, горошина – капелька, горошина – ягода, горошина – грибок   и  др).

 
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. "КАКОЙ  ЧУДЕСНЫЙ  ДЕНЬ" муз. A. Флярковский (организационный  момент, 2 минуты).

Под  веселую  мелодию  песни "Какой  чудесный  день" (муз. А. Флярковского) дети  входят  в  музыкальный  зал.

Музыкальный  руководитель: Ребята, какой  сегодня  чудесный  радостный  день! Какие  вы  все  нарядные: Ой, вы  не  мальчики  и   не  девочки! Вы  не  зайчики  и  не  белочки! Кто  же  вы  такие?!

Дети (хором): Мы   горошинки  цветные!!!

Музыкальный  руководитель: Как  я  рада, что  мы  вместе  с  Вами   собрались  на  встречу  с  волшебницей – Музыкой! Поприветствуем  гостей и друг  друга  улыбкой   и  доброй  ласковой  песенкой!
ПЕСНЯ " ДОБРОЕ  УТРО" муз. Н. Бордюг (1 куплет)
(Музыкальная  палитра. 2008. № 2)

2. МОТИВАЦИЯ ( 2 минуты).

Педагог  обращает внимание  на  объемную  "сердитую"   игрушку – Тучку.

Художественное  слово: Что  случилось?
"Ветер  поднялся, все  потемнело…
Тучка-Сердючка  к   нам  прилетела! Она совсем  не улыбается нам!?
Тучка  плачет  целый  день.
В  доме  сыро, в доме  тень.
И  никак  не  может  лучик
Разогнать  на  небе  тучи!"
- Какое  настроение  стало?

Дети: Грустное, печальное…

Музыкальный  руководитель: Да, настроение  "пасмурное" и "плаксивое". Подскажите, как  можно  все   исправить?! Чем  развеселить  Тучку-Сердючку  и  поднять  наше  настроение?

Дети: Спеть  песню, потанцевать, поиграть…

Музыкальный  руководитель: Согласна  с  Вами. Помогут  нам  "горошинки  цветные" и  волшебница - Музыка!
"И от  грусти, и от скуки
Могут  вылечить  нас  всех
озорных  мелодий  звуки.
Песни, пляски, игры, смех!

3. РЕАЛИЗАЦИЯ  ЦЕЛИ  МУЗЫКАЛЬНОГО  ДОСУГА.
а)ТАНЦЕВАЛЬНО - РИТМИЧЕСКАЯ  РАЗМИНКА "ТОП-ТОП ПО ПАРКЕТУ" муз. А. Варламова, исп. Шоу- группа "Улыбка". 2 минуты

Дети  выполняют  образно - игровые  движения, танцевальные  элементы. Педагог  использует  частичный "вовлекающий" показ, стимулирует  двигательную  активность , поощряет  правильность  выполнения  отдельных  упражнений.

Музыкальный  руководитель: Ноги, руки  разогрели - сразу  стало  нам  теплее! Только  чуть – чуть  не  хватает  юмора  и  смеха! Устроим, друзья, "Парад  солнечных  улыбок"! Для  этого  возьмём  по  одной  "горошинке – смешинке" из  нашего  "разноцветного  моря"!
(Дети  берут  из  "сухого  бассейна" пластмассовые  цветные  шары – горошины)

б) "ПАРАД  СОЛНЕЧНЫХ  УЛЫБОК"
Коммуникативная  игра на  муз. В.Шаинского "УЛЫБКА". 2 минуты

Описание игры: во  время  звучания  куплета  песни  дети  ходят  в  произвольном  порядке, улыбаясь  встречным  друзьям; на  музыку  припева  произвольно  меняются  друг  с  другом  "горошинами", передавая  их  партнеру  с улыбкой   (поклоном).  Педагог  во  время  игры  наблюдает  за  детьми, привлекает  внимание  к  звучанию  музыки (запев - припев), в  конце   подводит  итог : "С  улыбкой  лучше  в  мире  жить, давайте  будем  все  дружить!"
(Дети  складывают  "шары – горошины" в  "сухой  бассейн")

в) СЛУШАЕМ, ПОЕМ  И  ФАНТАЗИРУЕМ: "ГРОЗА" муз. Ю.Слонова; "Рябинушка" ( народная  мелодия); "Полька" муз. М.Глинка. 4 минуты.

Музыкальный  руководитель: Мы  с  вами  решили , что  Тучку – Сердючку  может  развеселить  все  "цветное"…Подумайте, помечтайте, что  бывает  разноцветным?!

Дети: Разноцветная  осень, радуга, воздушные  шары, краски, нитки, узоры, палочки, зонтики, ленточки, цветные  сны  и  др.)

Музыкальный   руководитель: Правильно. Я предлагаю  Вам  послушать  отрывки  музыкальных  произведений, определить  характер, подобрать  цвет  и  придумать  движение.
(Педагог  исполняет  музыкальные  произведения  на  фортепиано,  дети  подбирают  цвет  капелек- горошинок, придумывают  движения  под  грустную, спокойную, веселую  музыку. Музыкальный  руководитель  поощряет  "творческие  находки"  детей.)

- О  цветном  и  в  песенках  поется (дети  узнают  песню "Наш  художник  Осень" муз. И. Павленко  по  мелодии  2-3  тактов, затем  исполняют  ее  всей  группой).

ПЕСНЯ " НАШ  ХУДОЖНИК  ОСЕНЬ" муз. И.Павленко. 2 минут.

(Педагог  отмечает слитность, слаженность  хорового пения   детей, их  выразительность (мимику, жесты).

Музыкальный  руководитель: Возьмите  палочки -  считалочки, цветные  "рисовалочки". Отгадайте, что  сейчас нарисуем  мы  для  Вас?!

Описание: дети рисуют в воздухе  цветными палочками под  музыку  из  к\ф " НЕЗНАЙКА  С  НАШЕГО  ДВОРА" МУЗ. Ю. ЭНТИНА. 2  минуты.

Музыкальный  руководитель: Отправимся  с  Тучкой - Сердючкой  в  нашу  "Цветную  галерею"!

г) "НАША  ЦВЕТНАЯ  ГАЛЕРЕЯ" 5 минут.

Музыкальный  руководитель: Рассмотрим  рисунки  и  расскажем, что  Вы  придумали  с  мамами   и  папами ( Педагог  обращает  внимание  на  одну  из  горошин- рисунков)
- Во  что  превратила  Аня  желтую  горошину?

Дети (хором): В солнышко!

Музыкальный  руководитель: "Оживим"  рисунки – горошины!

ЗАКЛИЧКА " СОЛНЫШКО, ВСТАНЬ"

"Солнышко  встань, к нам  поспеши,
На  барашках  все  кудряшки распуши!" 2 раза.
(Дети  с  музыкальным  руководителем  поют  "а  капелла" закличку, сопровождают   пение  жестами  и движениями  рук).
Далее  рассматривают  еще  3  "цветные – горошины" рисунка.)

ПЕСНЯ  "ЗВОНКИЕ  КАПЕЛЬКИ"  муз. Л .Гусевой.

(Рисунок "Горошина – капелька". Поют  хором, двигаются  в  соответствии  с текстом  песни)

ЧТЕНИЕ  СТИХОТВОРЕНИЯ.

(Рисунок "Горошина – ягода". Заранее  подготовленный ребенок  рассказывает  стихотворение  о  ягодах).
"По  лесочку  я  хожу, я  на  ягодки  гляжу:
На  кусте  малинка, на  дереве – рябинка,
В  травке – земляничка, под  горой  - черничка,
Клюковка – на  кочке…Пусто в  кузовочке!" (О.Теплова)
(Педагог  дает  положительную  оценку выразительного  исполнения  стихотворения)

МУЗЫКАЛЬНАЯ  ПАЛЬЧИКОВАЯ  ИГРА " ГРИБ – ГРИБОЧЕК" муз. Л. Гусевой.

(Рисунок "Горошина – грибок". Взрослый  дает  краткое  обьяснение  правил  игры, выбирает  с  детьми  считалкой  "грибника" с корзинкой. Дети  надевают  на  указательный  палец "вязаный грибочек". Игру  повторить 2-3 раза. Воспитатель  в  это  время  незаметно  переклеивает " сердитую"  улыбку  Тучки  на  "радостную" улыбку)

Музыкальный  руководитель: ( Педагог  обращает  внимание  детей  на  успешное  завершение  оказания  помощи  герою-Тучке) Как  легко, радужно  мы  пели, играли, фантазировали …
"Даже  Тучка  встрепенулась!
Тучка - Сердючка  нам  улыбнулась!
И польются из  нее не  градинки - горошки,
А "цветные  капельки" запляшут  по  дорожке!!!"
- Рассыпались  мои  дети – горошинки!
(Дети  разбегаются  по  разным  точкам - домикам  в  шахматном  порядке).
-Молодцы, каждая  горошинка нашла свой танцевальный "домик"!

ТАНЕЦ – ФИНАЛ "ГОРОШИНКИ  ЦВЕТНЫЕ" муз. А. Варламова. (фонограмма) 2 минуты

Музыкальный  руководитель: (подводит  итог занятия – досуга): Дорогие  ребята, мечтайте  и  фантазируйте! Любите  природу, сказки, уважайте  друг  друга   и  всегда  стремитесь  только  к  добру!

4. РЕФЛЕКСИЯ 2 минуты

-  Вам понравилось играть с тучкой?! Кому по  душе  сердитая  улыбка Тучки – потопайте  ногами, кому  приятно  было, когда  Тучка  рассмеялась – похлопайте  в ладоши!

-Улыбнитесь  своим  друзьям  и  всем  гостям  на  прощание! Пусть  же  добрая улыбка  не  покидает  Вас и  греет  Ваши  сердца!!!