Дидактическая цель: создать условия для развития музыкальности детей. Способствовать формированию ярких впечатлений и радостного настроения через использование игровой технологии и техники развивающего обучения.
Образовательная задача: устанавливать ассоциативные связи между миром фантазии и миром реальности. Обучать пониманию смысла слова "цветной", соотносить его с эмоционально-образным содержанием музыки.
Коррекционно-развивающая задача: развивать музыкальность через объединение различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных в процессе овладения макро- и микродвижениями (кисти, пальцы рук) и творческой активности в движении, в рисунках по замыслу, развивать активный словарь, воображение.
Воспитательная задача: создать условия для проявления коммуникативных навыков, дать возможность почувствовать уверенность в своих силах, умение чувствовать и передавать другим детям эмоциональный подъём, радость от самовыражения через музыкально-ритмические движения.
Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, психолого-педагогическая поддержка.
Форма организации: фронтальная, парная, индивидуальная.
Средства обучения: фонограммы детских песен (музыкальные диски), "живая" музыка (игра педагога на фортепиано), игровой (раздаточный) музыкальный и поэтический материал, Тучка-Сердючка, султанчики синего цвета, цветные шары-горошины, цветные палочки, рисунки (предварительное изобразительное творчество детей и родителей – превращение горошины в образ), вязаные грибочки, улыбка для тучки, яркие элементы в одежде детей и взрослых.
Методические ресурсы: фонограммы композиторов A. Флярковского, В.Шаинского, А.Варламова, Ю.Энтина ; журнал "Музыкальная палитра" №2-2008 год; Нотный и поэтический материал ( композиторы Н.Бордюг, Ю. Слонов, М. Глинка, Л. Гусева, И.Павленко, поэтесса О.Теплова; личная литературная импровизация)
На занятие дети приходят нарядными: у девочек косынка или шарфик , у мальчиков козырек – бейсболка или большая "бабочка"- галстук в разноцветный "горошек".
У боковой стены зала расположена "цветная галерея" , на которой рисунки детей и родителей на тему "Преврати цветные круги-горошины в красивый узор" ( горошина - солнце, горошина – капелька, горошина – ягода, горошина – грибок и др).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. "КАКОЙ ЧУДЕСНЫЙ ДЕНЬ" муз. A. Флярковский (организационный момент, 2 минуты).
Под веселую мелодию песни "Какой чудесный день" (муз. А. Флярковского) дети входят в музыкальный зал.
Музыкальный руководитель: Ребята, какой сегодня чудесный радостный день! Какие вы все нарядные: Ой, вы не мальчики и не девочки! Вы не зайчики и не белочки! Кто же вы такие?!
Дети (хором): Мы горошинки цветные!!!
Музыкальный руководитель: Как я рада, что мы вместе с Вами собрались на встречу с волшебницей – Музыкой! Поприветствуем гостей и друг друга улыбкой и доброй ласковой песенкой!
ПЕСНЯ " ДОБРОЕ УТРО" муз. Н. Бордюг (1 куплет)
(Музыкальная палитра. 2008. № 2)
2. МОТИВАЦИЯ ( 2 минуты).
Педагог обращает внимание на объемную "сердитую" игрушку – Тучку.
Художественное слово: Что случилось?
"Ветер поднялся, все потемнело…
Тучка-Сердючка к нам прилетела! Она совсем не улыбается нам!?
Тучка плачет целый день.
В доме сыро, в доме тень.
И никак не может лучик
Разогнать на небе тучи!"
- Какое настроение стало?
Дети: Грустное, печальное…
Музыкальный руководитель: Да, настроение "пасмурное" и "плаксивое". Подскажите, как можно все исправить?! Чем развеселить Тучку-Сердючку и поднять наше настроение?
Дети: Спеть песню, потанцевать, поиграть…
Музыкальный руководитель: Согласна с Вами. Помогут нам "горошинки цветные" и волшебница - Музыка!
"И от грусти, и от скуки
Могут вылечить нас всех
озорных мелодий звуки.
Песни, пляски, игры, смех!
3. РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛИ МУЗЫКАЛЬНОГО ДОСУГА.
а)ТАНЦЕВАЛЬНО - РИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА "ТОП-ТОП ПО ПАРКЕТУ" муз. А. Варламова, исп. Шоу- группа "Улыбка". 2 минуты
Дети выполняют образно - игровые движения, танцевальные элементы. Педагог использует частичный "вовлекающий" показ, стимулирует двигательную активность , поощряет правильность выполнения отдельных упражнений.
Музыкальный руководитель: Ноги, руки разогрели - сразу стало нам теплее! Только чуть – чуть не хватает юмора и смеха! Устроим, друзья, "Парад солнечных улыбок"! Для этого возьмём по одной "горошинке – смешинке" из нашего "разноцветного моря"!
(Дети берут из "сухого бассейна" пластмассовые цветные шары – горошины)
б) "ПАРАД СОЛНЕЧНЫХ УЛЫБОК"
Коммуникативная игра на муз. В.Шаинского "УЛЫБКА". 2 минуты
Описание игры: во время звучания куплета песни дети ходят в произвольном порядке, улыбаясь встречным друзьям; на музыку припева произвольно меняются друг с другом "горошинами", передавая их партнеру с улыбкой (поклоном). Педагог во время игры наблюдает за детьми, привлекает внимание к звучанию музыки (запев - припев), в конце подводит итог : "С улыбкой лучше в мире жить, давайте будем все дружить!"
(Дети складывают "шары – горошины" в "сухой бассейн")
в) СЛУШАЕМ, ПОЕМ И ФАНТАЗИРУЕМ: "ГРОЗА" муз. Ю.Слонова; "Рябинушка" ( народная мелодия); "Полька" муз. М.Глинка. 4 минуты.
Музыкальный руководитель: Мы с вами решили , что Тучку – Сердючку может развеселить все "цветное"…Подумайте, помечтайте, что бывает разноцветным?!
Дети: Разноцветная осень, радуга, воздушные шары, краски, нитки, узоры, палочки, зонтики, ленточки, цветные сны и др.)
Музыкальный руководитель: Правильно. Я предлагаю Вам послушать отрывки музыкальных произведений, определить характер, подобрать цвет и придумать движение.
(Педагог исполняет музыкальные произведения на фортепиано, дети подбирают цвет капелек- горошинок, придумывают движения под грустную, спокойную, веселую музыку. Музыкальный руководитель поощряет "творческие находки" детей.)
- О цветном и в песенках поется (дети узнают песню "Наш художник Осень" муз. И. Павленко по мелодии 2-3 тактов, затем исполняют ее всей группой).
ПЕСНЯ " НАШ ХУДОЖНИК ОСЕНЬ" муз. И.Павленко. 2 минут.
(Педагог отмечает слитность, слаженность хорового пения детей, их выразительность (мимику, жесты).
Музыкальный руководитель: Возьмите палочки - считалочки, цветные "рисовалочки". Отгадайте, что сейчас нарисуем мы для Вас?!
Описание: дети рисуют в воздухе цветными палочками под музыку из к\ф " НЕЗНАЙКА С НАШЕГО ДВОРА" МУЗ. Ю. ЭНТИНА. 2 минуты.
Музыкальный руководитель: Отправимся с Тучкой - Сердючкой в нашу "Цветную галерею"!
г) "НАША ЦВЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ" 5 минут.
Музыкальный руководитель: Рассмотрим рисунки и расскажем, что Вы придумали с мамами и папами ( Педагог обращает внимание на одну из горошин- рисунков)
- Во что превратила Аня желтую горошину?
Дети (хором): В солнышко!
Музыкальный руководитель: "Оживим" рисунки – горошины!
ЗАКЛИЧКА " СОЛНЫШКО, ВСТАНЬ"
"Солнышко встань, к нам поспеши,
На барашках все кудряшки распуши!" 2 раза.
(Дети с музыкальным руководителем поют "а капелла" закличку, сопровождают пение жестами и движениями рук).
Далее рассматривают еще 3 "цветные – горошины" рисунка.)
ПЕСНЯ "ЗВОНКИЕ КАПЕЛЬКИ" муз. Л .Гусевой.
(Рисунок "Горошина – капелька". Поют хором, двигаются в соответствии с текстом песни)
ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ.
(Рисунок "Горошина – ягода". Заранее подготовленный ребенок рассказывает стихотворение о ягодах).
"По лесочку я хожу, я на ягодки гляжу:
На кусте малинка, на дереве – рябинка,
В травке – земляничка, под горой - черничка,
Клюковка – на кочке…Пусто в кузовочке!" (О.Теплова)
(Педагог дает положительную оценку выразительного исполнения стихотворения)
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА " ГРИБ – ГРИБОЧЕК" муз. Л. Гусевой.
(Рисунок "Горошина – грибок". Взрослый дает краткое обьяснение правил игры, выбирает с детьми считалкой "грибника" с корзинкой. Дети надевают на указательный палец "вязаный грибочек". Игру повторить 2-3 раза. Воспитатель в это время незаметно переклеивает " сердитую" улыбку Тучки на "радостную" улыбку)
Музыкальный руководитель: ( Педагог обращает внимание детей на успешное завершение оказания помощи герою-Тучке) Как легко, радужно мы пели, играли, фантазировали …
"Даже Тучка встрепенулась!
Тучка - Сердючка нам улыбнулась!
И польются из нее не градинки - горошки,
А "цветные капельки" запляшут по дорожке!!!"
- Рассыпались мои дети – горошинки!
(Дети разбегаются по разным точкам - домикам в шахматном порядке).
-Молодцы, каждая горошинка нашла свой танцевальный "домик"!
ТАНЕЦ – ФИНАЛ "ГОРОШИНКИ ЦВЕТНЫЕ" муз. А. Варламова. (фонограмма) 2 минуты
Музыкальный руководитель: (подводит итог занятия – досуга): Дорогие ребята, мечтайте и фантазируйте! Любите природу, сказки, уважайте друг друга и всегда стремитесь только к добру!
4. РЕФЛЕКСИЯ 2 минуты
- Вам понравилось играть с тучкой?! Кому по душе сердитая улыбка Тучки – потопайте ногами, кому приятно было, когда Тучка рассмеялась – похлопайте в ладоши!
-Улыбнитесь своим друзьям и всем гостям на прощание! Пусть же добрая улыбка не покидает Вас и греет Ваши сердца!!!