Языковой конструктор как средство повышения эффективности урока и способ реализации системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку

МБОУ СОШ №46 с УИОП, ХМАО - Югра, г. Сургут
учитель английского языка, первой квалификационной категории

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5-2008):

Захаркина Е.В. Языковой конструктор как средство повышения эффективности урока и способ реализации системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку // Совушка. 2015. N1. URL: http://kssovushka.ru/articles/e-sovushka.2015.n1.00003.html (дата обращения: 20.04.2024 ).

 

Хотя учитель – это массовая профессия… по существу, учительский труд является творческим трудом. Он не поддается никаким правилам или ограничениям своей сути, но вместе с тем учителя, как и большие художники, наряду с творчеством, и хорошие ремесленники. Нужно владеть основами ремесла, чтобы потом становиться большим художником.

В.В.Давыдов

 

Идея создания языкового конструктора возникла не случайно. Начав четыре года назад работу по УМК «Милли», мы, как и многие другие учителя, столкнулись с определенными затруднениями. Одним из них было то, каким образом  ребенок, только начавший изучать алфавит, сможет самостоятельно без помощи взрослых прочитывать и понимать предложения на английском языке и выполнять связанные с ними задания, если изучение английского языка начинается со 2-го класса, минуя «Starter»?
Согласно одной из методик обучения чтению (о нечто подобном рассказывала на своем семинаре Jeanne Perrett, автор учебника «Brilliant»), учащиеся должны читать целыми словами, запомнив их зрительно в результате многократных повторений после первичного восприятия на слух. По методике В.М. Плохотника многократность повторений и вариативность грамматических структур способствует доведению навыка чтения до автоматизма.  Таким образом, взяв идеи этих методик, мы получили данный методический приём, который эффективно используется нами на уроках во 2 - 4 классах.
Языковой конструктор представляет собой набор грамматических структур, словосочетаний и слов - разных частей речи: существительные, местоимения, прилагательные, смысловые  и вспомогательные глаголы, наречия, предлоги, артикли и т.д., напечатанные как с большой, так и с маленькой буквы на карточках. Все они могут быть использованы как отдельно для  работы с лексическими единицами, так и совместно при изучении грамматических структур и для чтения. В зависимости от цели работы и уровня знаний учащихся могут использоваться цветные или белые карточки.
Его многофункциональность обусловлена удобством трансформации. Мы бы сказали, он позволяет превратить обычную доску в интерактивную.
Известно, что особенности памяти младших школьников таковы, что наглядный материал запоминается лучше, чем словесный, названия предметов запоминаются лучше, чем абстрактные понятия, а абстрактный материал, обобщающий ряд фактов, запоминается лучше, чем абстрактный материал, не подкрепленный фактами.
Теоретические знания как предмет учебной деятельности усваиваются, по В.В. Давыдову, посредством исследовательско-воспроизводящих действий, направленных на содержательное обобщение, и служат для учащегося способом «открыть некоторую закономерность, необходимую взаимосвязь особенных и единичных явлений с общей основой некоторого целого, открыть закон становления, внутреннего единства этого целого».
Говоря о роли чувственного ознакомления с учебным материалом, В.А. Крутецкий подчеркнул два существенных момента его организации в процессе усвоения: наглядность самого материала и воспитание наблюдательности у обучаемых. При этом необходимо обеспечить связь предметной, изобразительной и словесной наглядности. Эффективность процессов ознакомления, запоминания и сохранения учебного материала в памяти определяется включенностью обучающегося в активную собственную деятельность, при этом должен учитываться ведущий канал его восприятия (визуал, кинестетик, аудиал). Все это достигается в процессе использования на наших уроках языкового конструктора.
Языковой конструктор также помогает реализовать идеи системно-деятельностного подхода на уроках английского языка.
Ориентируясь на новые стандарты, где акцент в образовании переносится с изучения основ наук на развитие универсальных учебных действий на материале учебных основ наук, нашей задачей является создание и организация условий, инициирующих действия учащихся, направленные на овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом и как следствие, способностью к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач. Таким образом, учебная деятельность должна предполагать такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, синтез,  обобщение, классификацию, а также постановку субъекта в ситуацию интеллектуального затруднения, из которого он сам должен найти выход. Как известно, лучше усваивается то, что включено в деятельность и ориентировано на использование в будущей практике.  В целом  прочность усвоения зависит от системности, смысловой организованности воспринимаемого учебного материала, его личностной значимости и того эмоционального отношения, которое этот материал вызывает у ученика. Если сам учебный материал вызывает чувство радости, удовлетворения, то благодаря этому создаются психологические предпосылки эффективности усвоения.
Работая с языковым конструктором, учащиеся получают возможность самостоятельно, путем проб и ошибок, прийти к верному решению проблемы. При этом развиваются рецептивные грамматические навыки и компенсаторные функции.
Языковой конструктор может успешно применяться как на этапе семантизации лексических единиц и грамматических структур, так и на этапе тренировки и отработки речевых навыков. Более того, он может являться материалом для организации различных игр или просто выполнять роль своеобразной опоры для учащихся при построении самостоятельного высказывания.
Благодаря языковому конструктору, мы можем организовывать следующие виды учебной деятельности с изучаемым учебным материалом:

    • Группировка, упорядочивание, маркировка;
    • Классификация, сравнение, описание;
    • Конструирование и создание моделей, схем, кластеров;
    • Анализ конструкций, особенностей их построения и употребления;
    • Чтение;

  • Письмо по образцу, дополнение высказываний;
  • Игры и многое другое.

Данному методическому приему мы обучили студенток СурГПУ, проходивших практику по специализации в нашей школе. И теперь они успешно используют его на своих уроках.

Таким образом, применяемый нами методический прием считаем не только современным и эффективным, но и полезным с точки зрения организации и проведения уроков в начальной школе.