Семинар – тренинг для родителей "Палочки-помогалочки"

МБДОУ № 307, г. Красноярск

Воспитатель

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5-2008):

Козулина Е.В. Семинар — тренинг для родителей "Палочки-помогалочки" // Совушка. 2015. N1. URL: http://kssovushka.ru/articles/e-sovushka.2015.n1.00025.html (дата обращения: 25.04.2024 ).

 

Цель: Повышение педагогической культуры родителей в процессе организации развивающих игр.

Главное место в жизни ребенка занимает игра. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни. Для меня как педагога, игры являются главным средством всестороннего развития, обучения и воспитания. В повседневной педагогической практике детского сада на игру практически не остается времени. А ведь именно в игре ребенок сам стремится научиться чему-то новому, тому, что он ещё не умеет. Однако огромные возможности развивающих игр, как правило, дети не могут использовать. Если мы дали ребенку дидактическую игрушку или пособие – это не означает того что игра состоялась и развивающая задача будет решена.

Развивающая игра – это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Развивающие игры характеризуются тем, что они содержат:

  1. Игровой замысел. Он представляет собой ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою.
  2. Реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась. В одних играх нужно, что то найти, в других выполнить определенные движения и т.п.
  3. Игровые действия обязательно включают в себя обучающую задачу. Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, но оно же и дает наибольшее удовлетворение.
  4. Игровой материал. Он побуждает ребенка к игре, имеет важное значение для обучения и развития малыша.
  5. Игровые правила, они доводят до сознания детей её замысел, игровые действия и обучающую задачу.

Все это определяется ЦЕЛЬЮ игры, т.е. для чего эта игра создана, на что она направлена. Применение развивающих игр позволяет учить детей без принуждения, они воспринимают информацию легко и радостно. Также игра, которую Вы предложили ребенку активизирует мышление, а главное стимулирует речь.

Вопрос родителям: Что такое фонематический слух и его значение в развитии ребенка? (Ответы родителей)

Развитие фонематического слуха позволяет ребенку различать звуки родного языка, отличать гласные звуки от согласных, находить первый или последний звук, определять их порядок в слове. Д.Б.Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.

Вопрос родителям: На что влияет развитие мелкой моторики? (Ответы)

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Простые движения рук помогают убрать напряжение с рук, с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Развитие движений пальцев рук является необходимым фактором, по подготовке кисти руки к письму и главное, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Сегодня я хотела бы предложить Вам поиграть со счетными палочками.

Вопрос родителям: Как можно использовать счетные палочки? (Предложить показать, как играют дома с палочками)

Использовать для формирования математических представлений: посчитать, выложить геометрические фигуры, дать задание на развитие памяти, внимания, мышления. Игры с палочками позволяют решать разные задачи:

  • развитие фонематического слуха
  • развитие мелкой и общей моторики
  • развитие координации движений
  • развитие психических процессов
  • развитие эмоционально-волевой сферы
  • развитие творческих способностей
  • формирование начальных математических понятий и др.

Всё это очень важно, но сегодня я уделю внимание играм, способствующим речевому развитию детей и развитию фонематического слуха и обучению грамоте. Предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Самое главное это увлечь ребенка в игру, для этого мы используем то, что очень нравится детям. Конечно же, это – сюрприз или подарок! (открывается подарочная коробка со счетными палочками)

Давайте попробуем найти рифму к слову "палочка", попробуйте предложить это ребенку. Вот так постепенно мы вводим ребенка в игру, которая позволяет нам добиться поставленной цели.

Дети очень любят игры со словом, им интересно заниматься словотворчеством. Использование развивающих игр со словами позволит обогатить словарный запас каждого ребенка, поможет ему правильно овладеть грамматическим строем речи.

Предлагаю следующую игру "Составь фигуру". Здесь ребенку необходимо самому придумать и сложить фигуру из палочек. Начинать нужно с простого изображения, при выполнении задания необходимо объяснить ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить рыбку или самолет. Сопровождайте это стихами, загадками, потешками, у ребенка будет возникать не только зрительный, но и слуховой образ.

Самолёт построим сами,

Понесёмся над лесами

Понесёмся над лесами

А потом вернёмся к маме. (А. Барто)

У ребенка появляется картинка. Начинает работать фантазия и воображение, и, конечно же, мы развиваем речь, фонематический слух и память.

С готовыми фигурами можно поиграть, например, в игру "Найди, что изменилось". Перед выполнением задания вместе с детьми решаете, как можно составить ту или иную фигуру, затем Вы или ребенок отворачиваетесь, а другой добавляет к солнышку один или два луча; первый, глядя на изображение, должен определить, какие фигуры изменились и как. Возможностей видоизменять фигуры очень много: можно удлинять или укорачивать вагон, надевать на людей шляпы, пристраивать дома и т.п. Детям очень нравится эта игра. Обязательным условием является рассматривание полученного изображения и называние предмета.

Игра "Волшебная палочка"

Взять палочку и постучать по разным предметам. Волшебная палочка заставит звучать вазу, тарелку, стол, книгу. Предложите ребенку описать этот предмет. В этой игре ребенок учиться правильно подбирать прилагательные к существительным, также закрепляются знания о свойствах предмета.

Игра "Какой звук?"

Подберите стихотворение насыщенное изучаемым звуком, оно не должно быть большим, проговаривая его совместно с ребенком, выложите на столе этот звук, предложите ребенку проделать то же самое. Объясните, что выложили Вы уже букву, т.к. звук мы слышим и произносим, а буквы пишем. Какие еще слова начинаются на эту букву? Обведите пальчиком эту букву. А теперь, глядя на нее, нарисуйте такую же рядом. А теперь нарисуйте эту букву на спине друг у друга, можно пальчиком, а можно палочками. Не забывайте определять место звука.

Гроза

Гром гремит, грозит, грохочет –

Напугать гроза нас хочет!

Небо было голубое –

Стало грозное, стальное…

Град горошинами бьёт,

Град гулять нам не дает!

Игра "Выложи слово по слогам".

Конечно же, здесь предварительно нужно рассказать ребенку о том что слова состоят из маленьких частичек, которые называются слоги. Выкладываете палочки по количеству слогов в слове. Не торопитесь начните с простых слов: ма-ма, па-па, ок-но, и т.п. постепенно увеличивая количество слогов: ма-ши-на, бу-ма-га. Это позволит ребенку закрепить звукопроизношение, научит его правильно выделять слоги в словах. Включение в эту игру упражнений по выкладыванию букв формирует знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой, что важно для последующего обучения чтению.

В продолжение этой игры можно предложить выложить предложение, или наоборот составить предложение по количеству палочек.

В заключении хотелось бы сказать что подготовка к такой работе не требует больших затрат, времени и т.д. Главное - это Ваша способность импровизировать, фантазировать, самому увлеченно играть.

Игра – это радость для ребенка! Доставляйте радость своим детям!

 

Литература:

1. Богуславская З.М. Смирнова Е.О Развивающие игры для младшего дошкольного возраста. М: Просвещение 1991

2. Воробьёва Л.В. Развивающие игры для дошкольников. СПб.: 2002.

3. Косимова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. М.: Эксмо, 2006.

4. Эльконин Д. Б. Как учить детей читать. М: Знание, 1991

5. Черемушкина О.В. "Счётные палочки" – развитие мелкой моторики рук и готовности детей к обучению грамоте и письму. URL: http://logoportal.ru/schyotnyie-palochki-razvitie-melkoy-motoriki-ruk-i-gotovnosti-detey-k-obucheniyu-gramote-i-pismu/.html (дата обращения: 25.04.202427.08.2015).