"Педагогический такт" с точки зрения педагогического подхода

МБОУ СОШ №46 с УИОП, ХМАО - Югра, г. Сургут

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5-2008):

Чикота Е.Ю. "Педагогический такт" с точки зрения педагогического подхода // Совушка. 2015. N1. URL: http://kssovushka.ru/articles/e-sovushka.2015.n1.00002.html (дата обращения: 16.04.2024 ).

 

На современном этапе подготовки будущих учителей появилась необходимость, по словам В.А. Межерикова и М.Н. Ермоленко [1], культурологической подготовки студентов. Ведь с каждым годом возрастают требования к уровню подготовки учителя, усиливаются «творческое начало, свобода в его деятельности. Существует прямая зависимость успешности деятельности учителя от уровня его общей культуры» (В.А. Мижериков и М.Н. Ермоленко) [1, с.107].
Что же такое «культура», которая так неотъемлемо связана с успешностью педагогической деятельности?
Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование чего-либо. Соответственно, и применительно к человеку это взращивание, совершенствование, формирование его образа.
Принимая во внимание данную трактовку, культура выступает предпосылкой и результатом образования человека [6].
В современной науке не сложилось единого понимания сущности культуры.
В философии, как приводят В.А. Мижериков и М.Н. Ермоленко [1],  выделилось несколько точек зрения, рассматривающих культуру как универсальный механизм, реализующий и направляющий поведение и деятельность личности (В. Момов, А.Г. Здравомыслов, А.В. Ядов, О.Г. Дробницкий); как совокупность материальных и духовных ценностей (В.П. Тугаринов, Ю.И. Ефимов, И.А. Громов, А.И. Арнольдов, Н.В. Чавчавадзе и др.); как способ осуществления деятельности (М.С. Коган, В.Е. Давыдович, Ю.А. Жданов, О.В. Ханова и др.); как метод творческой самореализации личности в различных сферах социальной  духовной жизни общества (В.С. Библер, Н.С. Злобин, А.Н. Леонтьев, И.А. Ильясова и др.); как степень возвышения человека над своей естественной биологической природой, развития в нем духовного начала (В.М. Розов, Д.С. Лихачев и др.).
Мы же в нашей работе остановимся на более общем определении культуры [1], которая понимается как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
В более узком смысле культура выступает как сфера духовной жизни людей, способ осуществления ими профессиональной и иной деятельности. И педагогическая культура, являясь составной частью общей, также существует в материальной и духовной формах.
Педагогическая культура представляет собой часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности [3, с.101].
В.А. Мижериков и М.Н. Ермоленко приводят два варианта структуры педагогической культуры. Нас заинтересовал именно второй вариант классификации, т.к. он является более подробным и показывает место и значение педагогического такта в структуре педагогической культуры (Рис. 1).
Здесь педагогический такт является элементом аксиологического компонента педагогической культуры, входящий в состав нравственной культуры учителя.
Нравственная культура, является предметом профессионально-педагогической этики, включает в себя нравственное сознание, формируемое на уровне теоретических этических знаний, а также уровень развития нравственных чувств [1, c.119]. А педагогический такт является одним из ведущих элементов нравственной культуры.
Педагогический такт – это как поведение учителя, организованное как нравственно целесообразная мера взаимодействия учителя с детьми и воздействия на них (В.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко) [1, c.119].

Рис. 1. Система компонентов педагогической культуры
(по В.А. Мижерикову, М.Н. Ермоленко)


Сущностным пониманием педагогического такта занимался К.Д. Ушинский, который рассматривал это понятие с психологических позиций. К.Д. Ушинский, характеризуя педагогический такт, выделил в нем «не что иное, как более или менее темное и полусознательное собрание воспоминаний разных психических актов, пережитых нами самими» [9]. Спустя более чем сто лет,  практическая педагогическая этика [5] ставит задачу сформировать педагогический такт учителя именно на этой основе.
Некоторые педагогические деятели (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов , И.А. Зязюн) считают, что педагогический такт входит в состав педагогического мастерства учителя, и  является одним из его профессионально-личностных качеств или умений. По словам В.А. Сластенина, педагогический такт – это «одновременно чувство меры, и сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим, во взаимоотношениях учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности» [2, с.37].
И.П. Подласый показывает место педагогического такта в системе «важных» профессиональных качеств личности педагога [7] (Рис. 2).

Рис. 2. Важные профессиональные качества личности (ПКЛ) педагога
(по И.П. Подласому)

И.П. Подласый выделяет педагогический такт «как особого рода умение строить отношения с воспитанниками. Педагогический такт – это соблюдение чувства меры в общении с учащимися. Такт – это концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя. Сердцевиной педагогического такта выступает уважение к личности воспитанника. Понимание воспитуемых предостерегает учителя от бестактных поступков, подсказывая ему выбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации» [7, с. 244-245].
Таким образом, резюмируя мнения ученых-педагогов (В.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов , И.А. Зязюн, И.П. Подласый) о месте и трактовке понятия «педагогический такт» можно сделать вывод, что педагогический такт (с педагогической точки зрения)  является частью педагогического мастерства учителя; существует как неотъемлемое качество личности учителя и входит в состав группы педагогического мастерства: педагогическую культуру. В связи с чем, мы попытались выделить единое определение сущности педагогического такта (Рис. 3).

Рис. 3. Место педагогического такта с точки зрения педагогического подхода


Педагогический такт (педагогический подход) – это ведущий элемент нравственной культуры, профессионально-личностное умение личности педагога, понимаемое как нравственно целесообразное чувство меры во взаимодействии (общении, поведении, общей культуры) преподавателя с учащимися, родителями, коллегами и воздействия на них.

Список литературы

  1. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 268 с.
  2. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогический учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.
  3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика. – М.: Ростов-на-Дону, 1999. – 456 с.
  4. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения.: В 11 т. – М.: 1953. – Т 1. – 414 с.
  5. Шевченко Л. Л. Практическая педагогическая этика : (эксперим.-дидакт. комплекс) : [кн. для учителей и родителей] / Л. Л. Шевченко ; Респ. ин-т повышения квалификации работников образования. – М. : СОБОРЪ, 1997. – 506 с.
  6. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2000. – 304с.
  7. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ.пед.вузов: В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.