Формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома

ГКОУ СО "Екатеринбургский детский дом №5", г. Екатеринбург, Свердловская обл.

Воспитатели

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5-2008):

Пермякова Е.В., Гапоненкова Т.С. Формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома // Совушка. 2015. N1. URL: http://kssovushka.ru/articles/e-sovushka.2015.n1.00014.html (дата обращения: 24.04.2024 ).

Здоровье – одна из главных ценностей в жизни человека и  занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Необходимо отметить, что реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе. Понятие «здоровье» имеет много определений. Самым содержательным, на наш взгляд, является определение, данное Всемирной организацией здравоохранения:

«Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Культура здорового образа жизни способствует достижению человеком активного долголетия и полноценного выполнения различных социальных функций.

Основными компонентами здорового образа жизни являются :

  • полноценное, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ питание;
  • нахождение на свежем воздухе, закаливание, тренировка иммунитета;
  • организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности, обеспечивающего суточную потребность организма в движении;
  • соблюдение режима труда и отдыха;
  • психическая и эмоциональная устойчивость;
  • грамотное экологическое поведение
  • соблюдение всех санитарно-гигиенических норм, личная гигиена;
  • отказ от вредных привычек;
  • безопасное поведение [1].

Дошкольный возраст - это важнейший период, когда формируется личность человека. И именно в этот период закладываются основы формирования культуры здорового образа жизни. Ребенок приобретает многие привычки, в том числе и навыки выполнения жизненно необходимых движений, существенно влияющих на работу органов и систем организма, осознание значения личной гигиены, правильного питания, активного образа жизни.

Забота об укреплении здоровья ребенка,  проблема не только медицинская, но и педагогическая. Коллектив педагогов ГКОУ СО "Екатеринбургского детского дома №5" для детей с ограниченными возможностями здоровья прекрасно понимает, что лишь правильно организованная образовательная работа с детьми обеспечивает формирование культуры здорового образа жизни, и это не просто гигиенические мероприятия.

Здоровье наших воспитанников  обусловлено такими факторами, как наследственность, нарушениями в здоровье, условиями жизни и воспитания в семье и в образовательной организации. Формирование здоровой личности детей и в частности детей с ограниченными возможностями здоровья возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности, в специально созданной и организованной среде, способствующей развитию самостоятельности, самоорганизации, саморегуляции собственных действий.
             
Наша задача, как педагогов состоит в том, чтобы максимально  подготовить воспитанников  к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Наиболее остро встает вопрос о необходимости развития индивидуальных возможностей  каждого ребенка, формирование у него жизненно необходимых компетенций. Таким образом усвоение  правил здоровьесберегающего поведения происходит путем формирования начальных представлений о социальных нормах взаимодействия, связанных прежде всего с отношением к себе и к окружающим.

На сегодняшний день формирование культуры здорового образа жизни находит отражение в педагогической теории и практике, однако эта проблема мало исследована по отношению к детям  с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях детского дома. Вопросы формирования культуры здорового образа жизни у детей с сенсорными, двигательными, речевыми и интеллектуальными нарушениями в условиях детских домов разработаны недостаточно, несмотря на то, что именно эти дети нуждаются в специально организованных условиях обучения и воспитания.

Особенности развития наших воспитанников влияют на формирование у них поведения, деятельности, эмоционально - волевой и познавательной сферы, что несомненно отражается и при формировании представлений о культуре здорового образа жизни. Воспитатели нашего детского дома стараются  учитывать эти особенности для реализации личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к каждому ребенку при обучении навыкам поддержания и укрепления своего здоровья с учетом его состояния. Кроме того, опора на личный опыт детей при выполнении медицинских назначений способствует осознанию ими необходимости заботы о здоровье.

При формировании культуры здорового образа жизни у детей нами используются (дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья) следующие формы работы: наблюдения, демонстрацию способов действия, просмотр видео и фото материалов, иллюстрации, изобразительную деятельность, дидактические и сюжетно - ролевые игры; рассказы педагога, беседы, решение проблемных ситуаций, эксперименты, упражнения, оздоровительные и закаливающие мероприятия.

Из нашей практики мы видим, что при выполнении гигиенических мероприятий наибольшую отзывчивость у детей вызывают потешки, прибаутки.  Например:

Ай, лады, лады, лады,     
Очень любим воду мы.
Чисто умываемся,
Мило улыбаемся.


Чистая водичка
Умоет Саше личико,
 Ванечке - ладошки,
А пальчики - Андрюшке.


Хлюп - хлюп ручками,
Полон мыла таз.
Не трогай, Славочка,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает,
А водичка пенится.
Славочка помоется,
Причешется, оденется.


Если утром не умыться,
Фея может удивиться.
Не узнать и испугаться.
Лучше будем умываться.
(И. Гурина)


А также  особый интерес вызывают:

  • игра - экспериментирование: "Чистые и грязные руки",  "Делаем мыльные пузыри","Кто же отражается в зеркале?", "Мокрые рукава и полотенце";
  • игра - путешествие:  "Путаница, или для чего это нужно?", "Путешествие в страну Зубной щетки";
  • игровые ситуации: "Поможем кукле Маше собраться в гости к кукле Даше", "Потерялся носочек у зайчонка";
  • проблемные ситуации: "Незнайка ушиб коленку", "Незнакомый человек предлагает прогуляться за территорию детского дома";
  • беседы: "От куда берутся болезни"; " Что делать, если человек заболел?", "Здоровая пища", "Для чего нужно мыло?";
  • дидактическая игра: Научим Мишку складывать свои вещи", "Покажи Винни Пуху, как вытирать лицо и руки полотенцем", "Учим Катю застегивать пуговицы", "Расскажем Пяточку как надо принимать пищу";
  • оздоровительные и закаливающие мероприятия: ходьба по профилактическому коврику, дыхательная гимнастика, воздушные ванны, посещение бассейна, полоскание полости рта и т.д.

Формирование культуры здорового образа жизни является крайне важным в укреплении  здоровья воспитанников нашего детского дома, развитие у них самостоятельности, инициативности, ответственности в вопросах сохранения и сбережения здоровья; познание особенностей своего организма, возможных патологий здоровья и путей их исправления (развитие компенсаторных механизмов); знание основ безопасного поведения в быту, социуме; формирование навыков саморегуляции собственных действий и взаимодействия с окружающими.

Список литературы:
  1. Попов С.В. Валеология в школе и дома. СПб.: СОЮЗ, 1998. 256 с.
  2. Авдеева Н.Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/Н.Н.Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. 144 с.