Роль дидактических игр по сенсорному воспитанию в умственном развитии детей

МБДОУ "Буровичок", №7, ХМАО - Югра, г. Сургут

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5-2008):

Журавлева О.И. Роль дидактических игр по сенсорному воспитанию в умственном развитии детей // Совушка. 2015. N1. URL: http://kssovushka.ru/articles/e-sovushka.2015.n1.00001.html (дата обращения: 18.04.2024).

 

Игра - ведущая деятельность детей, она пронизывает всю их жизнь. Способствует физическому и духовному здоровью, является обширной информацией, методом обучения и воспитания детей.
С ее помощью создаются условия для развития творческих способностей всестороннего развития ребенка.
Игры по сенсорному воспитанию имеют исключительное значение для формирования важных качеств детской психики.
Прежде всего, у детей развивается умение самостоятельно чем-то занять себя и производить с предметами разнообразные действия. Например, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать складные матрешки, катать шары, нанизывать кольца на стержень. При этом совершенствуется моторика рук, глазомер.
Посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать и называть форму, величину, цвет предметов. Он ощущает, что один предмет твердый, другой мягкий; одни предметы прочные, другие легко разрушаются, рвутся, мнутся и т.д.
Взрослые сопровождают действия ребенка словом, обозначают эти действия, качества предметов, и на этой основе обогащается его словарь, развивается речь. Сначала дети учатся понимать то, что они им говорят, а затем и сами овладевают новыми словами.
В процессе деятельности игр по сенсорике развивается мышление детей. Знакомясь со свойствами предметов и их наименованиями, дети рано приходят к первым общим представлениям.
Оказывается, что «большими» могут быть разные по внешнему виду предметы, шарики, кубики, матрешки.
Одного и того же цвета могут быть разные вещи.
В процессе деятельности с дидактической игрушкой развивается способность к сообразительности у детей. Чтобы собрать матрешку надо всегда меньшую вложить в большую, сообразив, где у нее нижняя и верхняя часть.
Действия детей с дидактическими игрушками, пособиями всегда ставят перед ребенком умственную задачу: он старается добиться результата - собрать башенку, сложить матрешку, подобрать красивые перышки для хвоста петуху и т.д. Таким способом формируется целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий.
Отсюда следует, что роль дидактических игр и занятий по сенсорному воспитанию в умственном воспитании детей несомненна.